Version: 0.1.0

Охота на водителей: как разоблачили банду автоподставщиков на Bentley

Корреспондент "Известий" встретился с жертвами и узнал, с какими трудностями им пришлось столкнуться из-за дорожных преступников.

Любой преступник всегда остается преступником, какими бы мотивами он не пытался прикрыться. Причем иные и вовсе умудряются превратить закон в собственное оружие. В Москве полиция сумела разоблачить банду автоподставщиков, которые считали себя едва ли не Робин Гудами. Мол, наказывали не простых водителей, а страховые компании и коммерчески фирмы. Только вот в реальности последствия каждого ДТП, которое они провоцировали, могли сломать жизнь человека. Подробности – в материале корреспондента "Известий" Ивана Литомина.

Когда обычный маневр на круговом движении вдруг превращается в движение по кругу: страховая, полиция, суды, повестки, экспертизы, штрафы. Александр Костенко показывает последствия аварии, в которую попал на служебном грузовике. Он уже съезжал с кругового перекрестка, когда в его правый борт на полной скорости въехала дорогая иномарка.

"Гаишники разобрались достаточно быстро. Для них это было максимально просто, потому что ситуация показывает, что виновен я, что не представил преимущество ему", – рассказывает Александр.

Мужчина едва не остался без работы – не уволили чудом. Хотя был уверен, что его подставили. Как и еще десятки таких же простых работяг. Истории которых как под копирку.

Той самой иномаркой управлял 27-летний москвич Евгений Афанасьев. На его счету около сотни ДТП. Схема, которая приносила миллионы, выглядела так: круговое движение, грузовик, авария. Хозяин иномарки – всегда потерпевший. Второй водитель – виновник. Антон Царев один из них. Говорит, ДТП сразу показалось ему странным, но начальство даже разбираться не стало.

"Просто списали на усталость сотрудника, потому что работы было много, работали мы постоянно. И думали, что действительно моя вина. Я сам так думал, если честно", – отмечает водитель.

Вместе с Афанасьевым работали еще двое: Евгений Самошин и Сергей Скороходов. Роли приятелей – юристов по образованию - постоянно менялись. Когда один становился участником аварии, другие представляли его интересы в суде и взыскивали компенсации с транспортных предприятий.

"После того как нам пришла повестка в суд, после этого мы начали разбираться. Он целенаправленно выбирает грузовички, потому что с фирм легче вытянуть деньги, чем с частных лиц", – пояснил руководитель автотранспортной компании Игорь Смольков.

Подставщики выбирали транспортные компании, но основной удар в итоге приходился на простых водителей, и в прямом, и в переносном смысле. Ведь официально виновником ДТП всегда признавали того, кто был за рулем грузовика. А работодатели зачастую даже не вникали в подробности.

"Если что-то подломается, то виновен почему-то водитель. Не дай бог колесо пробьешь, тоже виновен водитель. Даже если ДТП, в тебя кто-то въедет, ты по правилам будешь не виноват, но компания почему-то может сказать, что виновен опять водитель", – говорит водитель Егор Поршнев.

Доказать, что аварийная ситуация создавалась намеренно, очень сложно. В интервью "Известиям" бывший московский следователь Денис Зверев вспоминает, как сам в "нулевых" ловил автоподставщиков. Тогда банда из ближнего зарубежья охотилась на водителей на правительственных трассах. Но предъявить что-либо преступникам казалось почти невозможным.

"Изо дня в день, когда ты действительно погружаешься во всю эту работу и даже на прослушивание телефонных переговоров, которые между собой вели преступники, уходило до 24 часов в сутки", – отмечает экс-следователь ГСУ ГУ МВД России по г. Москве Денис Зверев.

Посмотрев записи видеорегистраторов, бывший следователь сразу нашел зацепку: вот это видео с камеры эвакуатора.

"Bentley не пытается притормозить или уйти от столкновения. Он прям идет в бок эвакуатора", – объясняет Зверев.

То, что у грузовика могут быть камеры по бокам, для водителя иномарки, по всей видимости, оказалось сюрпризом. Но именно эти кадры и стали ключом к уголовному делу в отношении Афанасьева и его вероятных сообщников. Предполагаемый организатор преступной схемы уже под стражей. А иномарки – на штрафстоянке. И только нашей съемочной группе удалось их рассмотреть.

Интересно, что у всех машин, проходящих по одному уголовному делу, – одни и те же повреждения. Вот здесь, например, крыло и бампер. И вот у этого дорогущего Bentley – передние фары, тоже крыло и бампер. Еще очень большой вопрос, ремонтировали ли владельцы эти машины после ДТП. Потому что вот здесь, например, все держится на саморезах, а вот тут – и вовсе на пластиковых хомутах.

Еще одной зацепкой в этом деле стала серийность. На тот факт, что Афанасьев, Самошин и Скороходов были регулярными участниками ДТП, обратили внимание журналисты "Известий". А после целой серии наших репортажей – столичные полицейские, которые начали методичную и кропотливую работу. Вместе с сотрудниками ГИБДД мы выехали на одно из любимых мест автоподставщиков – круг на востоке столицы. Перекресток действительно сложный и немногие водители проходят его без нарушений. Таких ДТП – десятки, если не сотни. И спорные случаи всегда уходят в суд.

"Зачастую вина, да, одной из сторон уже, как правило, может быть предопределена в том числе сотрудниками ГИБДД. Имеется там протокол, схема, определения о том, кто виновен в ДТП, и суд уже в эти вопросы может не вдаваться", – уточнил адвокат Артем Основа.

Вот и получалось, что вся вина ложилась на водителей тех самых грузовиков, которым не посчастливилось встретить на своем пути тот самый Бентли. И только когда эти случаи объединили, возникло уголовное дело о мошенничестве. О задержании своих обидчиков водитель Антон Царев узнал именно от нашей съемочной группы.

"Это прям очень хорошие новости", – обрадовался он.

Антону после ДТП пришлось сменить место работы, но теперь, говорит, справедливость восторжествовала, а в своей правоте он и не сомневался. 

Охота на водителей: как разоблачили банду автоподставщиков на Bentley