"Резиновые квартиры": как наживаются на московских прописках
На рынок жилья вернулась старая проблема. После некоторого затишья вновь набирает обороты бизнес на "резиновых квартирах". Причем, мошенники умудряются заработать не только на мертвых душах - наиболее предприимчивые успевают еще и "присосаться" к социальным выплатам из бюджета. С подробностями - корреспондент "Известий" Алиса Паршакова.
"Резиновые квартиры" снова в тренде
В маленькой "двушке" - по несколько тысяч человек. Черные регистраторы и риелторы работают в паре. Ежегодно по всей стране находят сотни домов, где зарегистрированы десятки тысяч граждан. Их реальное место жительство неизвестно, но они пользуются всеми преимуществами, которые дает официальная прописка, пусть и временная.
Некоторые собственники даже не подозревают, что их адрес стал местом массовой регистрации. В московскую трешку семьи Мустафаевых мошенники "подселили" 12 человек.
- Людей становится все больше и больше.
- Когда последнего прописали?
- Позавчера.
Оказалось, что аферисты использовали фиктивную доверенность, якобы сделанную в Израиле. Согласно ей, супруги поручили третьим лицам прописывать людей на своей жилплощади. Сотрудников МФЦ это не насторожило, пока глава семьи не обратился к ним лично.
- У нас нет таких полномочий, отказывать.
- Вы сразу видели, что там 20 человек прописано?
- Нет, не видим, потому что не наш район.
Но гораздо чаще собственники активно участвуют в схемах с фиктивной регистрацией. Цена постоянной в Москве оценивается в 25 тысяч, зависит от района и инфраструктуры. В центре – минимум 50. Есть и vip-предложения.
"Если хотите, чтобы было максимум три-четыре человека в квартире, вот у нас есть адреса. Там на год стоит 350 тысяч. Ну, если прямо хотите vip- vip", - предлагает "риэлтор".
Как происходит регистрация
Владельцы квартир работают через посредников. Агенты назначают встречи, дают объявления, принимают звонки. За услуги берут 20% от итоговой суммы, но не менее пяти тысяч. Некоторые даже открывают офисы. Один из таких еще недавно работал в центре Рязани. Закрывать его пришел спецназ.
Но еще немало таких контор по-прежнему действует. Находим объявление. Договариваемся о встрече. Приезжаем в МФЦ на севере Москвы.
Наша собеседница, представившаяся Екатериной, знает: ни одно МФЦ страны не вправе отказать владельцу или его представителям в приеме документов, а в паспортном столе – в новом штампе. По закону собственник не спрашивает разрешения, а лишь уведомляет.
Екатерина рассказала: в ее квартире уже прописаны 30 человек. А значит, в год прибыль около миллиона! Женщина рекламирует преимущества столичной прописки.
"Есть постоянные, которые уже четвертый год, пятый платят. Это, в основном, мамочки с детками, которые пособия оформляют. Садики тоже требуют подтверждение перед первым сентября, что все реально есть. Если нет – они месяц дают, чтобы сделать. И отчисляют", - рассказала Екатерина.
Именно ради льгот многие и охотятся за регистрацией в крупных городах: прибавки к пенсии, соцпакет, выплаты молодым семьям, пособие беременным в мегаполисах выше.
"Сейчас Екатерина с нас готова была взять 30 тысяч рублей. Регистрацию девушка готова была сделать постоянную - на год, и затем она автоматически, либо продлевается за сумму чуть меньше – 25 тысяч, либо аннулируется", - объяснила Паршакова.
В тот же день назначаем еще одну сделку. На этот раз встреча в МФЦ на юге Москвы.
Собственник Илья Чернышихин к откровенному разговору оказался не готов.
- Всего доброго, девушка, до свидания.
- Вы не боитесь МВД, уголовной ответственности, штрафов?
- Я подам на вас в суд.
- Можем прямо сейчас полицию вызвать.
Что грозит за фиктивную прописку
Илью не останавливает даже уголовное дело. Оно возбуждено месяц назад за фиктивную регистрацию. Максимум – три года за решеткой. Правда, чаще всего дело заканчивается штрафом.
"Чтобы лиц действительно посадили в тюрьму, их таких прецедентов. Наказание - это штраф от 100 до 500 тысяч рублей", - сказал адвокат Алексей Букаев.
Но разве это деньги, если бизнес приносит 28 миллионов рублей в год? Постояльцы квартиры Чернышихина на Витебской, 5 не говорят – кричат. Здесь было прописано 800 человек, каждый отдал по 35 тысяч.
Похоже, сейчас Илья активно пытается через суд выписать людей, даже тех, кто заключил сделку месяц назад. "Известиям" удалось найти исковое заявление, поданное в Кунцевский суд. В списке на выселение - Эльмира с больным ребенком.
- Вы как раз ради операции и приехали?
- Да, мы хотели ребенка вылечить. 3 мая должны были в больницу лечь.
С Ильей молодая мама заключила фиктивный договор аренды, отдала 60 тысяч рублей. Как и мы, она нашла Чернышихина через агента, и тот на выбор прислал сотню адресов.
Найти подходящие варианты посредникам помогают нелегальные базы данных. Нам удалось выйти на продавца такой информации. Она не просто с паспортами и телефонами, но с метками - кого легче обмануть. Например, пенсионеров.
Миллионы дохода
Фиктивная регистрация - большой бизнес и большие деньги. Вот Ева Бехтольд, она оказывает юридические услуги. Благодаря им, видимо, и заработала на Дубай, Мальдивы и шикарные квартиры.
На личном сайте предлагает оформление ребенка в любой детский сад за 80 тысяч и прописку в подарок. От личной встречи отказывается – только скайп.
"Во всех садиках всегда есть места резервные, для таких как я и для льготников. Я могу сделать так, что сможете пойти в садик через две недели", - заявила Ева.
Она, похоже, не только удачливый юрист, но и вундеркинд. Пишет, что московский университет окончила в 2015 году. Судя по дате рождения, тогда она была еще подростком.
В отличие от таких специалистов, их клиентура, как правило, небогата, но обширна. И никто не предупреждает псевдо-квартирантов, что за незаконную регистрацию они получат не только штраф, но и судимость. А еще обязанность компенсировать все незаконно полученные выплаты и льготы.