Помог отпечаток пальца: как установили личность "террориста №11" из Беслана
Новые детали самого страшного теракта в истории России удалось выяснить следователям. Спустя 19 лет смогли установить личность одного из захватчиков школы в Беслане, который до сих пор во всех материалах значился просто как "боевик номер 11". После нескольких взрывов, прогремевших в здании, его невозможно было опознать. Все эти годы шла сложнейшая работа, проведены десятки генетических и дактилоскопических исследований. Все решил единственный сохранившийся отпечаток пальца. Корреспондент РЕН ТВ Мурад Магомедов расскажет о том, почему у таких дел нет срока давности.
19 лет назад в Беслане боевики совершили самый бесчеловечный и страшный теракт в истории страны. 32 террориста захватили школу во время торжественной линейки. Угрожая автоматами, завели учеников, их родителей и педагогов в спортзал, по всем углам расставили бомбы. Более тысячи человек оказались в заложниках.
3 сентября после полудня вдруг прогремел взрыв, а затем второй. Послышались крики и стоны. Дети побежали, боевики стали стрелять им в спины. Спецназ начал операцию по спасению заложников. Террористы убили 314 заложников, в том числе 186 детей. Ранения получили более 700 человек.
После чудовищного террористического акта в Беслане появилось новое кладбище – это мемориальный комплекс Город Ангелов. Здесь сотни могил, учеников, учителей и их родителей. На каждой надгробной плите дата смерти – 3 сентября 2004 года.
Фотографии уничтоженных в Бесланской школе террористов. Сразу опознать всех не удалось. В спортзале прогремели взрывы. Кого-то разорвало, кто-то обгорел до неузнаваемости. Но кропотливая работа следователей дала результат. Спустя 19 лет по крохотному отпечатку большого пальца установлена личность еще одного боевика, им оказался Асланбек Парчиев. За два года до теракта его задерживали в Москве по административному делу. Фотографию из дела наши журналисты показали его сестре.
"Ну да, вроде бы. Я уже не помню его лица", – сказала Марина Парчиева.
Дома не сохранилось ни одной фотографии Асланбека. За год теракта в Беслане в 2003 году он бросил семью. Ни с кем не попрощался, якобы уехал на заработки.
"Мама говорила, что звонила, а мне, честно говоря, было все равно. Раз он нас бросил, уехал, оставил двух старых родителей. Честно говоря, на него был зуб большой. Хотя все для него делали, старались", – сказала сестра боевика Марина Парчиева.
У предполагаемой сестры следователи взяли образцы ДНК и сравнили с материалами неопознанного боевика.
"Установлено, что с вероятностью более 99 процентов боевик номер 11 и указанная женщина соотносится как брат и сестра", – сообщил Альберт Хасауов, старший следователь по особо важным делам ГСУ СК России по СКФО.
Сестры Асланбека говорят, их брат словно испарился. Только после получения результатов экспертизы ДНК они поняли, что произошло.
"Нас спрашивали, почему его не искали. Может, мама искала, но мы, сестры, не искали. Меня позвали, я сдала ДНК. Когда нам уже предоставили, сказали, что ДНК совпало. Делать нечего, поверила", – сказала сестра боевика Зарета.
Колония особого режима Полярная Сова на Ямале. Здесь отбывает пожизненный срок единственный выживший в Беслане боевик Нурпаши Кулаев. Террорист сидит в камере за дверью с тремя замками.
– Знаете его?
– По фотографии может быть, это была ингушская группа", – сказал Нурпаши Кулаев.
Никакой конкретики. Террорист уходит от прямых вопросов. Он якобы не знал о планах группировки.
"У меня выбор был только один: либо погибнуть там, либо сдаться. А я выбрал второй. Как только появилась возможность, я вышел из школы, сдался властям", – сказал единственный выживший боевик, участвовавший в захвате школы в Беслане.
Сегодня остаются неопознанными еще четыре боевика. Следствие не прекращается.
"Люди должны знать фамилии и имена каждого, кто причастен. Будь то исполнители или заказчики этого теракта. Для жителей Беслана это принципиально важно", – заметил бывший заложник Ацамаз Мисиков.
19 лет каждый день сюда приходят люди почтить память сотен погибших детей, учителей и родителей. Для бывших заложников важно, чтобы все террористы понесли наказание, чтобы мир знал фамилии и имена тех, кто стрелял в спины детей.
1 сентября 2004 года боевики захватили школу № 1 Беслана во время праздничной линейки, загнав в спортзал свыше тысячи заложников. Террористы насильно удерживали детей и взрослых, не давая им ни еды, ни воды. В середине третьего дня после взрывов и пожара здание частично обрушилось. Спецназ вступил в бой с боевиками, когда из школы начали выбегать окровавленные и обгоревшие заложники. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 – дети.