Version: 1.0.2

Дети-террористы: как подростков убеждают совершать страшные преступления

Мошенники убеждают российских школьников совершать теракты и диверсии

Всё больше подростков попадает под влияние телефонных мошенников и по их указанию совершают различные преступления. Школьникам обещают заплатить, запугивают, или, наоборот, вдохновляют тем, что те выполняют специальное задание, чтобы поймать бандитов. Тинэйджеры совершают различные нападения, поджоги или подкладывают взрывчатку, при этом зачастую даже не понимая, что сами становятся преступниками, и наказание будет неизбежным. Как защитить детей от пагубного влияния кураторов из мессенджеров, в сюжете РЕН ТВ разбирался корреспондент Хаирбек Алмакаев.

Уже почти полгода Марина Рогожина не может понять, как ее послушный и порядочный сын в одно мгновение оказался обвиняемым в особо тяжком преступлении. Хотя думал, что сам борется с преступниками.

"Как ребенок может быть террористом? Почему его приравняли к тем группировкам террористическим?" – возмущается мать Даниила Марина Рогожина.

Жизнь многодетной семьи, где воспитывался 14-летний Даниил, навсегда изменилась в январе 2025 года. Ночью матери позвонил незнакомец и грубо потребовал быстро перевести ему все сбережения, иначе сыну не поздоровится.

"Я отрежу вашему сыну **** палец и пришлю прямо сейчас. Услышала меня? Я твоего сына сейчас убью. Ты что, не слышишь меня?" – угрожали преступники.

Марина испугалась, бросилась в детскую комнату, а когда поняла, что сын исчез, обратилась в полицию. Там быстро выяснили, что Даниил в безопасности. Сообщили, что он жив и здоров, но домой в ближайшее время не вернется. Он совершил преступление – своими руками собрал бутылку с зажигательной смесью, подпалил фитиль, и кинул ее в окно администрации района Внуково. Сделал всё это по указанию телефонного собеседника, который представился ему сотрудником спецслужб.

– Он сообщил о том, что в администрации на втором этаже находится мошенническая организация, и надо прийти и помочь задержанию, – сказал школьник.

– Помочь задержанию? Кому помочь?

– Правоохранительным органам.

Каждый шаг мальчик фиксировал на камеру своего телефона. Отправлял кураторам и думал, что его за это наградят. Но вместо этого видеозаписи стали ключевой уликой в уголовном деле о терроризме.

Внимательно изучив смартфон подростка, следователи узнали, что днем раньше он подпалил релейный шкаф на железной дороге и чужую машину. Думал, что уничтожает замаскированный сервер зловещей банды и средство их передвижения. Суд заключил Даниила под стражу. Заседания по продлению ареста теперь для родителей – практически единственный шанс пообщаться с подростком.

Отец другого несовершеннолетнего – Ивана – тоже с трудом сдерживает слезы. Старшеклассник купил приятелю бензин и снимал на телефон, как тот поджигает релейный шкаф на железнодорожных путях.

"Извините. Из-за него теряется смысл жизни", – не может сдержать слез отец Ивана Сергей Гуртиков.

Отец обвиняет в произошедшем в первую очередь себя самого. Он и раньше догадывался, что сын подвержен влиянию, но недооценил последствия. В худшем случаем представлял конфликт с одноклассниками, но никак не предательство интересов страны.

"Я предполагаю, что он не отдавал полного отчета своим действиям. Он не думал о том, что это так обернется. У него в мыслях не было как-то идти против своей Родины. Против своей страны", – сказал Сергей Гуртиков, отец Ивана.

Общее горе уже объединило десятки семей нашей страны. Родители детей, обвиняемых в терроризме в самых разных регионах России, активно общаются в соцсетях. И каждую неделю их становится только больше. Спецслужбы враждебных стран придумывают всё новые способы подставить школьников под удар.

Детей, совершивших преступления, настолько много, что организаторы группы подразделяют их на несколько категорий.

"Кто-то делает это за деньги, осознанно. Кто-то из неблагополучных семей, ему вообще все равно что делать. Но есть все-таки исключения. Есть люди, которые в эту ситуацию попали случайно", – объяснил адвокат Александр Аронов.

Сейчас родители подозреваемых вместе с юристами изучают практику и выясняют, есть ли способ смягчить хотя бы меру пресечения тем, кто совершил террористический акт неумышленно. Но сделать это чрезвычайно сложно. С точки зрения закона, всё, что дети делают по указке телефонных советчиков, нельзя назвать никак иначе. Любое послабление развяжет руки отъявленным преступникам. Получается замкнутый круг, выйти из которого можно только если каждый подросток будет знать уловки вражеских обманщиков.

"Все имеет свой сценарий. Каждое мошенническое действие построено на сценарии. Сценарии эффективны, их пишут специалисты. По разного рода основаниям можно вовлечь любого. Вовлечение идет с любой эмоции. И ее нужно сильно активировать", – объяснила директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова Вера Никишина.

И все-таки, по мнению специалистов, уберечь своих детей от негативного влияния можно. По крайней мере, статистика показывает, что реже всего в подобные ситуации попадают подростки из семей, где выстроены доверительные отношения с детьми. И при любых сомнениях они не будут ориентироваться на свои чувства, а попросят совет у своих родителей.

Дети-террористы: как подростков убеждают совершать страшные преступления