Version: 1.0.2

Рабство под видом благотворительности: как устроены "работные дома"

Работные дома являются рабством под видом благотворительности

Рабство под видом благотворительности. Корреспонденту РЕН ТВ Тимуру Солдатикову удалось узнать, как на самом деле устроены "работные дома". Туда идут те, кто попал в сложную жизненную ситуацию и кому просто больше некуда податься.

Владельцы таких особых ночлежек называют себя благодетелями – они якобы помогают бездомным, дают им и кров, и пропитание. Солдатиков под видом обычного приезжего попал в "работный дом" и выяснил, что это – прибыльный бизнес, построенный на страхе и зависимости. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.

Для одних – это бизнес с выручкой в сотни тысяч рублей. Для других – изнуряющая работа в тяжелых условиях за копейки. Такие места называют "работными домами". Они становятся пристанищами для людей с тяжелыми судьбами. Тех, кому больше некуда податься.

Организаторы оставляют людям минимальные условия для существования и за это заставляют выполнять такую работу, на которую никто другой не согласится. Платят мизерную зарплату и регулярно штрафуют.

Объявления с приглашением в "работный дом" можно найти практически на каждом вокзале. Условия везде похожие: еда, проживание и сигареты – бесплатно. Зарплата ежедневно или еженедельно. Корреспондент решил позвонить по номеру, указанному на одной из таких визиток, чтобы на себе проверить – в каких условиях живут и работают люди.

– С товарищем из Белоруссии вот приехали, у нас документов нет никаких. Возьмете? – спросил корреспондент.

- Возьмем, возьмем. В Домодедово будете приезжать? – ответили Солдатикову.

Он добрался до указанного места. Там его встретил куратор и проводил до самого работного дома. Внутри большого трехэтажного здания комнаты верхних двух этажей больше напоминают казармы, расположены двухъярусные кровати, которые стоят практически вплотную, и повсюду развешанное белье. В таких условиях спят и живут те, кому больше некуда пойти. В одной из комнат проходит собрание, на котором распределяют рабочие места.

Статус новоприбывших не позволил отправиться никуда, кроме стройки. Поэтому утром следующего дня журналист направился на объект. Там встречает бригадир, который объясняет суть работы.

"Без касок, без перчаток, а самое главное, без документов нас допустили к работе на этой стройке. Она заключается в том, чтобы собирать арматуры на этой дороге. Весь рабочий день продлится восемь часов и нам обещали заплатить 1,5 тысячи рублей", – уточнил корреспондент.

Это втрое меньше, чем платят другим рабочим на этой же стройке за ту же самую работу. Но приехавшие из "работного дома" не жалуются. Напарник, который трудился вместе с Солдатиковым, рассказал, что задавать вопросы о маленькой зарплате – может выйти себе дороже. Могут оштрафовать.

Постоянные наказания приводят к крайностям. Уже вечером выяснилось, что одной из бригад вовремя не выплатили зарплату. Рабочие терпеть этого не стали и украли со стройки детали на 360 тысяч рублей.

Чтобы убедиться в том, что организаторы "работного дома" не нарушают закон – корреспондент вызвал сотрудников полиции. Они провели проверку и не выявили никаких нарушений. Претензии могут быть, разве что, к жадности руководителей таких заведений. Также удалось пообщаться с одним из них и выяснить, сколько на самом деле им платят за одного рабочего.

– То есть вы хотите сказать, что в день человек, который зарабатывает, если мы берем разницу, 2500, 2500 разница тратится на его проживание и питание здесь? 2500 в день? То есть этот рацион и это проживание стоят 2500 в день? – спросил корреспондент.

– Стоп, во-первых, не 2500, ты это сам прекрасно знаешь, что мы получаем за вас 3700 всего лишь, – ответил мужчина.

Помимо журналиста в доме проживало больше 15 постояльцев. Если вычесть из суммы, которую получают руководители за одного человека, зарплату рабочего, то остается 2200 рублей. Умножаем эту сумму на 15 и получаем 30 тысяч рублей в сутки или – 900 тысяч рублей в месяц.

"Рабочие дома. В целом идея хорошая. Если будет, конечно, какое-то нормальное регулирование этого. Будут какие-то уполномоченные по этим домам или полицейские. Или будет сквозной контроль, или будет возможность онлайн-просмотра, как живут люди, возможность красных кнопок, то есть любой человек может нажать и сказать: "Меня там притесняют". И, если это все будет, то, наверное, эта идея возможна", – отметил Константин Ерохин, адвокат.

"Работные дома" становятся прибыльным бизнесом, поэтому их число постоянно растет. Их постояльцами могут становиться люди, у которых есть проблемы с документами или законом. Организаторам выгодно закрывать на это глаза, потому что чем больше у человека проблем, тем меньше ему можно платить. Другого способа выжить у него все равно не найдется.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям.

Рабство под видом благотворительности: как устроены "работные дома"