Version: 1.0.2

Банда оборотней в погонах предстанет перед судом за 11 убийств на Урале

Главарем ОПГ, которая держала в страхе весь Екатеринбург и оставалась безнаказанной, был майор милиции Владислав Соболь.

В Свердловской области перед судом готовится предстать целая стая оборотней в погонах. Следователи завершили расследование дела банды милиционеров, которая 20 лет назад занималась вымогательствами, торговлей наркотиками и убийствами. ОПГ держала в страхе весь Екатеринбург и оставалась безнаказанной, что неудивительно, главарем группировки был майор милиции. Какие зверства творила банда и как криминалистам удалось вывести их на чистую воду спустя долгие годы, в сюжете РЕН ТВ рассказал корреспондент Александр Меняйлов.

Этого момента ждали 20 лет. В Екатеринбурге завершилось расследование дела Владислава Соболя, лидера банды ОБНОН, которая регулировала наркотрафик в столице Урала на рубеже 90-х и 2000-х годов. Участников ОПГ обвинили в серии убийств, которые долгое время оставались нераскрытыми. На счету банды силовиков 11 жертв, которые были тесно связаны с наркобизнесом в Свердловской области. На этих кадрах главный фигурант дела майор Соболь рассказывает о том, как вместе с сообщниками совершил свое первое убийство.

"Когда пристегнули наручники, они оба сняли поясные ремни и накинули на шею обоим, душили", – заявил он.

С дилерами у банды силовиков разговор был короткий. Своих первых жертв майор Соболь вывез в лес вместе с другими завербованными милиционерами Константином Котиком и Антоном Боровиком. Соболь пытался получить информацию о поставщиках наркотиков, но похищенные отказались говорить.

Милиционеры задушили двух информаторов и закопали их тела в лесополосе. Побоялись, что жертвы расскажут о пытках, которые пережили в этой чаще.

"Посовещались, отошли на несколько шагов, пришли к выводу, что лучше здесь их оставить", – добавил мужчина.

Следующее убийство, уже тройное, банда милиционеров совершила через полгода. В этой тихой многоэтажке проживал продавец наркотиков, который долгое время сотрудничал с бандой ОБНОН. Соболь и компания приехали к бизнесмену домой за очередной выручкой от продаж, но, так и не получив деньги, силовики открыли огонь, расстреляли коммерсанта, его мать и сожительницу.

"Убита семья цыган, наркоторговец-цыган, его сожительница и его мама хладнокровно убиты выстрелами в голову из пистолета в квартире. Именно в рамках криминальных разборок и передела сфер влияния в наркобизнесе Екатеринбурга", – подчеркнул руководитель 4-го отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях прошлых лет СК России по Свердловской области Ярослав Кузвесов.

Действовала банда дерзко и не церемонилась с теми, кто решил перейти им дорогу. Самое главное – силовики никогда не оставляли свидетелей. Яркий пример – расправа на теплотрассе в июле 2000-го года.

"Один из потерпевших пытался бежать, поднимался по лестницам наверх, спускался, настигли в дальнем левом углу, там его труп и был обнаружен", – сообщила заместитель руководителя 4-го отдела расследования особо важных дел о преступлениях прошлых лет СК России по Свердловской области Каролина Аникина.

Сюда Соболь и сообщники пришли не убивать, хотели лишь напугать свидетеля. Накануне у участников банды ОБНОН Владимира Семенюка и Константина Котика должна была состояться очная ставка с бездомным, которого милиционеры уже ранее задерживали с особой жестокостью, поэтому они и решили навестить его, удостовериться, что проблем не будет, но все пошло не по плану.

"Первым начал стрелять Семенюк. Потерпевший их узнал, начал кричать, что это те самые сотрудники милиции, которые меня избивали", – добавила Аникина.

Почувствовав полную безнаказанность, Владислав Соболь, Константин Котик и Владимир Семенюк даже стали наемными убийцами. Через три месяца после жестокой расправы на теплотрассе они расстреляли юриста Виктора Иванова по заказу влиятельного свердловского бизнесмена.

"Члены банды, действуя по найму, за вознаграждение в размере тысячи долларов убили мужчину, произведя несколько выстрелов из двух единиц огнестрельного оружия", – сообщил старший помощник руководителя управления по взаимодействию с общественностью и СМИ СК РФ по Свердловской области Александр Шульга.

Жестокая расправа произошла прямо на глазах у детей Иванова. Александру и Даниле до сих пор сложно говорить об этом.

"Мама сказала: "В отца стреляют". Добежал до будки охраны, спросил, видели, не видели что-то. Потом к отцу, на последнем выдохе. Он уже не смог ничего сказать, потому что очень серьезное ранение в голову было", – рассказал сын погибшего Данила Иванов.

Еще через месяц, в ноябре, силовики напали на влиятельного свердловского предпринимателя и его спутницу по указанию милиционера Олега Анучина. Соболь вместе с сообщниками подкараулил его возле дома и потребовал отдать им сумку с наличными. Предприниматель долго сопротивлялся, тогда терпение милиционеров лопнуло. Они застрелили бизнесмена и девушку, но тогда милиционеры еще не знали, что отобрали совсем не деньги.

"Оказалось, что в поясной сумке незначительная сумма, в пакете вяленая рыба, а крупные личные средства находились в большом бауле, который они с собой не взяли и оставили рядом с трупами. В итоге они были изъяты на месте происшествия сотрудниками и оперативной группой", – уточнил Кузвесов.

Несмотря на то, что банда ОБНОН совершала преступления в открытую, установить личности убийц долго не удавалось. Нескольких участников группировки задерживали и предъявляли обвинения, но доказать их причастность так и не смогли. В 2001 году Владислава Соболя арестовали сотрудники ФСБ за торговлю героином, в 2006 году он получил 15 лет тюремного срока, но вскоре был освобожден условно-досрочно. Все это время следователи пытались связать нераскрытые убийства в разных районах Екатеринбурга. Многие ответы удалось найти в архивах, благодаря слаженной работе уголовного розыска и Следственного комитета.

"В одном из уголовных дел были показания свидетельницы, которая сообщала, что в преступлении принимал участие знакомый ей оперуполномоченный Кировского РУВД Соболь. Именно от личности Соболя начали собирать информацию о людях, которые могли быть с ним связаны", – рассказал Кузвесов.

Тогда специалисты провели десятки экспертиз, но не все результаты сохранились. Следователям пришлось восстанавливать все по крупицам.

"Проводили психолого-лингвистические экспертизы по тем же показаниям обвиняемых, потому что ряд обвиняемых начали изменять свои показания, отказываться от них", – добавила Аникина.

Несмотря на все трудности, следователям удалось доказать вину бывших сотрудников милиции Владислава Соболя, Константина Котика, Олега Анучина, Владимира Семенюка и Антона Боровика. Судебные разбирательства пройдут отдельно по каждому фигуранту. Большинство из них уже признали вину.

"Все это следствие – реализация принципа, закрепленного в Уголовном кодексе, о неотвратимости наказания, это не победа, это уходящий поезд, в который мы запрыгиваем и исправляем ошибки прошлого", – заключил Кузвесов.

Первые заседания уже начались, в скором времени служители Фемиды изберут наказание для банды милиционеров.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям.

20 лет убийств и вымогательств: банда оборотней в погонах предстанет перед судом