Version: 1.0.2

Кто был за рулем: версия единственного помнящего смертельное ДТП трещит по швам

Единственный помнящий смертельное ДТП мог дать ложные показания против водителя

Водитель из Чувашии, который не помнит, как оказался за рулем, может получить 15 лет колонии. Полгода назад пьяная компания попала в страшное ДТП. Из шестерых выжили четверо, трое потеряли память, и лишь один остался цел и невредим. Именно его показания легли в основу расследования. Но чем дольше эксперты изучают материалы дела, тем больше находят нестыковок, которые похожи не на чудо, а на тщательно выстроенный сценарий. Все улики и детали этой спорной аварии изучил корреспондент РЕН ТВ Владислав Хлебодаров.

Выезд из села Вутабоси в Чувашской Республике. Полгода назад здесь произошло страшное ДТП. Два человека погибли, еще трое – пострадали.

20-летний Юрий Яковлев – единственный участник ДТП, который остался цел и невредим. И единственный, кто помнит все, что было в тот роковой день.

"Мы поехали на машине марки Honda Civic по деревне. За руль автомобиля изначально сел я, Клементьев А. С. – на переднее пассажирское сиденье. Клементьев А. С. попросил меня поменяться и захотел сесть сам за руль. Он хотел проверить мощность своего автомобиля. Задние пассажиры не менялись местами, в этот момент местами поменялись лишь я и Клементьев А. С.", – говорится в показаниях Яковлева.

Клементьев – еще один участник аварии. Он хозяин автомобиля и дачи, на которой друзья собрались вечером 31 марта. Но ни сам праздник, ни то, что происходило после, водитель не помнит. Во время ДТП он получил сильные травмы и частично потерял память.

"Я помню просто: мы собрались с друзьями, я начал жарить шашлыки, потом еще друзья пришли, еще двое, и все – больше я ничего не помню", – рассказал обвиняемый Артем Клементьев.

Друзья собрались, чтобы отпраздновать рождение дочери у Ивана Петрова. Так зовут третьего участника ДТП. Он получил самые тяжелые травмы и скончался.

"В 11 часов 31 марта 2025 года у нас родилась дочь, которую мы назвали Евой. После рождения ребенка я сообщила об этом своему мужу. Около 20 часов 31 марта 2025 года я снова позвонила своему мужу по видеозвонку. В это время он был трезвый, но я поняла, что он уже был со своими друзьями. Последний раз он мне написал в 22:40 31 марта 2025 года и сообщил, что он уже пьяный и позвонит на следующий день", – говорится в показаниях супруги погибшего Ангелины Ивановой.

Второй погибший – Николай Ефремов. Ему было 26 лет. Как и Иван Петров, он сидел на заднем сиденье машины. Там же были Максим Николаев и Михаил Степанов. Они выжили, но получили серьезные травмы и тоже не помнят ни момента аварии, ни того, что происходило за несколько часов до нее.

"Пытался что-то вспомнить, но ничего не получается. По сей день пытаюсь, но ничего не получается. Вот единственное, что я помню, это машина чуть-чуть боком идет, свет магнитолы, и все – я на следующий день в реанимации просыпаюсь", – рассказал пострадавший Михаил Степанов.

Юрий Яковлев на допросе рассказал, что дело было так: в тот вечер он отказался от спиртного. Обещал довезти одного из друзей домой в соседний поселок. В разгар праздника Артур Клементьев предложил устроить тест-драйв своей новой иномарки. Намекнул, что у них есть трезвый водитель – Юрий Яковлев.

Друзья вшестером погрузились в машину, проехали буквально несколько метров, и Клементьев сам захотел сесть за руль. Яковлев припарковался у одного из соседних домов, поменялся местами с пьяным хозяином машины, и он выехал из села. Уже через полтора километра скорость превысила 120 километров в час.

Пересекая мост через реку Ута, они подлетели на кочке, зацепили колесом наледь. Нетрезвый Клементьев не справился с управлением. Машину повело в левую сторону, и они улетели в кювет. Эти показания стали единственным объективным свидетельством для следствия. Поэтому виновником ДТП признали пьяного Клементьева. Он и сам готов был поверить в то, что не помнит, пока адвокат не обратил внимание сразу на несколько странных совпадений.

"Подушка безопасности выстреливает где-то на 0,05-0,1 секунды, то есть времени на то, чтобы покинуть автомобиль, не бывает никогда ни у водителя, ни у переднего пассажира. И водитель обычно получает удар со скоростью 300 километров в час подушкой безопасности в область головы. Экспертиза пришла к выводу, что биологических следов недостаточно для того, чтобы определить, кто конкретно был за рулем", – объяснил адвокат Клементьева Павел Широкин.

А вот на руле, коробке переключения передач и обивке салона следов было достаточно. Кто именно сидел за рулем в момент аварии, можно было установить, сняв отпечатки пальцев и исследовав следы крови. Однако такую экспертизу почему-то посчитали избыточной.

"Мы поехали с братом в больницу узнать состояние пострадавших. Нас не пустили. Состояние было тяжелое. То есть мы прождали немного, постояли. Увидели Юрия Яковлева там же, около больницы. Вроде никаких особых повреждений не было, такой чистенький, опрятный", – вспоминает брат Клементьева Александр.

Позже выяснилось, что Юрий Яковлев не получил в этом жутком ДТП ни единой травмы. Артур Клементьев, который сидел с ним рядом спереди, несколько дней после аварии лежал в коме. 

Врачи зафиксировали у Артура Клементьева перелом правого ребра и пальца на правой руке, хотя ремень безопасности на водительском сиденье застегивается с левой стороны. Получить эти травмы он мог в результате удара, например, о руль или рычаг переключения передач. Однако на пассажирском сиденье вероятность получить подобные травмы выше. Если от удара о приборную панель его могла спасти подушка безопасности, то от удара головой о крышу, когда машина уже перевернулась, он застрахован не был.

Как подтвердило следствие, пиропатрон ремня был неисправен. И вместо того, чтобы фиксировать человека на месте и блокировать его движения, в итоге он растягивался. Как в результате этого ДТП Юрий Яковлев не получил ни единой царапины – остается загадкой.

Автоэксперты считают, что если ДТП произошло по сценарию, который описал Юрий Яковлев – ему откровенно повезло. Уцелеть в такой аварии все равно, что сорвать джек-пот в лотерею. Должны совпасть сразу несколько условий: скорость автомобиля, центробежная сила, угол, под которым произошло столкновение, и десятки других важных обстоятельств.

"Потенциально, конечно, такое возможно. Мы назовем это чудом. Удивительно. А не находился ли он за рулем? Психологически, когда случается аварийная ситуация, неуправляемый занос, какой-то переворот, в первую очередь человек, который находится за рулем, хотел бы он или не хотел бы, благородный он или не благородный – он спасает себя", – добавил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

В материалах уголовного дела упоминается, что спасатели вытаскивали зажатого Артура Клементьева с водительского сиденья. Эту деталь следствие считает главным доказательством того, что именно он находился за рулем машины. Однако Клементьев после переворота автомобиля мог оказаться на левом переднем сиденье и по той причине, что там никого уже не было. По версии защиты, Юрий Яковлев выпрыгнул из салона за секунды до столкновения.

"Таким образом, получилось, что ноги были зажаты в месте, где он сидел, как пассажир. А в результате переворота его тело еще и перевернулось и упало на водительское сиденье. Вернее, не на водительское сиденье, а на крышу близко к водительскому сиденью", – считает адвокат Клементьева.

В доме, у которого пьяная компания останавливалась за несколько минут до аварии, живет Алексей Тарасов. На допросе он заявил, что лично видел, как Яковлев и Клементьев меняются местами. Более того, этот момент зафиксировала камера наблюдения. Однако видеодоказательства он почему-то так и не предоставил.

"Ну камера-то есть, но запись-то не сохранилась, потому что флешки там не было в этот момент. Камеру установил на тот момент и просто постоянно в нее подсматривал. И этот момент мне попался. Совпало", – рассказал сосед Клементьева Алексей Тарасов.

В материалах уголовного дела эти слова приводят как очередное доказательство вины Клементьева. При этом снимают ответственность с трезвого Яковлева, который посадил пьяного товарища за руль.

"Если будет установлено, что человек передал право управления человеку, который не может в силу отсутствия прав, в силу состояния своего, психического или алкогольного опьянения, управлять транспортным средством. Вот за это отдельное правонарушение он может понести ответственность", – отметил адвокат Игорь Стремоусов.

Изначально Яковлев даже не говорил о том, что садился за руль в тот вечер. И поменял показания только на допросе. А сразу после ДТП он якобы нашел первый попавшийся телефон и позвонил в экстренные службы. Видимо, по счастливой случайности в руки попал именно его смартфон.

Общаться с семьей Клементьевых Яковлев перестал, зато в суде дал много показаний против Артура.

"Очень тяжело, конечно. Это беда не только кого-то одного, это беда всей деревни, потому что они все друзья, вместе работали до этого. Очень переживаем. Каждый раз это из головы не выходит. Очень тяжело. Я даже не верю, что он мог садиться за руль", – поделилась мать обвиняемого Елена Клементьева.

Семья Клементьевых ждет справедливого судебного решения. Артуру грозит до 15 лет лишения свободы за то, в чем он до конца не уверен. Просто потому, что не помнит.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Кто был за рулем: версия единственного помнящего смертельное ДТП трещит по швам