Version: 1.0.2

Должна была посидеть: мать Бабуровой высказалась об освобождении Хасис

Мать Бабуровой выразила недовольство освобождением Хасис

Спустя 16 лет заключения на свободу вышла Евгения Хасис – соратница запрещенной Боевой организации националистов* и соучастница одного из самых громких политических убийств нулевых. Оно было раскрыто с помощью корреспондентов РЕН ТВ, которые вовремя смогли отреагировать и оказать важную информационную помощь. Теперь дело вновь на слуху – из-за освобождения Хасис споры о приговоре вспыхнули с новой силой. Кто до сих пор настаивает на пожизненном заключении для преступницы – в репортаже корреспондента РЕН ТВ Хаирбека Алмакаева.

Идет робким шагом и жмется к спутнице, будто не может поверить, что наконец-то вышла на свободу. Сегодня рано утром покинула колонию Евгения Хасис.

"Оказаться по ту сторону забора было гораздо проще, чем оттуда выбраться. Евгении Хасис пришлось ждать 16 лет, чтобы выйти на свободу. Она соучастница одного из самых громких убийств в новейшей истории страны. Споры вокруг ее приговора не утихают до сих пор. Одни считают, что националистке дали слишком мягкое наказание и она должна была остаться за решеткой навсегда. Другие, напротив, утверждают, что, несмотря на то что она причастна к жестокому преступлению, не заслуживала такого срока – ее следовало освободить раньше или даже не сажать вовсе", – отметил Алмакаев.

Раскрыть убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой помогли сотрудники телеканала РЕН ТВ. Операция, разработанная Федеральной службой безопасности, стала результатом слаженной работы: в ее реализации приняли участие брат погибшего Михаил Маркелов и корреспонденты нашей редакции. Ключевым элементом стало точное распространение информации в наиболее подходящий момент.

"Чтобы я в публичном пространстве, и в этом помог мне канал РЕН ТВ, большое им спасибо, озвучил историю о том, что я знаю имена убийц. Что я точно знаю, кто убил Стаса, и кто стоит за этим преступлением", – рассказал брат убитого адвоката Михаил Маркелов.

Личности и место нахождения предполагаемых исполнителей громкого убийства были заранее установлены. Никита Тихонов** и Евгения Хасис скрывались на подпольной квартире, внимательно следили за информационной повесткой по телевизору и ждали первой же возможности, чтобы скрыться за границей. А замысел оперативников заключался в том, чтобы спровоцировать любовников на непродуманные действия и собрать доказательную базу. С чем они отлично справились. Об успешно проведенной спецоперации директор ФСБ России лично доложил президенту.

"В результате проведенных оперативных мероприятий в отношении некоторых группировок в наше поле зрения попала одна из них, которую подозревали в совершении убийств адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой", – доложил директор ФСБ России Александр Бортников.

Упомянутое резонансное преступление произошло в самом центре Москвы у Белых палат рядом с метро "Кропоткинская". 10 месяцев двойное убийство правозащитника и журналистки оставалось нераскрытым.

В ходе дальнейшего следствия стало известно, что к организации публичной расправы приложила руку Боевая организация русских националистов* и непосредственный ее лидер Никита Тихонов. Молодой человек лично спустил курок. Целью атаки был адвокат Маркелов, который уже давно раздражал националистов своей правозащитной деятельностью, а Анастасия Бабурова якобы оказалось случайной жертвой. Фигурантов арестовали в Басманном суде.

Молчание во время ареста хранили и Тихонов, и Хасис. Девушке вменили соучастие в убийстве.

Некоторые СМИ писали, что после задержания молодые люди дали признательные показания. Это же подтвердил адвокат одного из них.

"Задержания происходили при мне. Он давал показания. Показания эти признательные", – рассказал адвокат Никиты Тихонова Евгений Скрипелев.

Но в дальнейшем расследование больше походило на фарс.

"Я дал показания только под давлением. Мою жену Хасис Евгению угрожали отправить в мужскую пресс-хату. В этих условиях я бы признался не только в убийстве Маркелова, но и президента Кеннеди", – заявлял Тихонов в суде.

В какой-то момент разбирательство с детективным сюжетом даже стало больше походить на любовный роман. Подсудимые вдруг объявили о скорой свадьбе. Такое поведение сильно раздражало потерпевших, которые потеряли самых дорогих для них людей.

"Мы знаем, что это люди без принципов. Для них нет ничего святого, и поэтому неудивительно, что убийцы в зале суда улыбаются. Для нас это не странно", – рассказали родители Бабуровой Эдуард и Лариса Бабуровы.

Но утечки, которые происходили в ходе следствия, быстро возвращали людей к страшной действительности. А она довольно сильно пугала. Боевая организация русских националистов (сокращенно БОРН) и ее лидер Тихонов могли быть причастны к серии по-настоящему ужасающих преступлений. Убили судью Мосгорсуда Эдуарда Чувашова, отрезали голову дворнику и подкинули к администрации Можайского района в Западном округе, расстреляли уроженца Закавказья Расула Халилова, лидера так называемых "Черных ястребов", избивших двух подростков в столичном метро, выкрикивая лозунги, разжигающие национальную рознь.

Евгению Хасис приговорили за соучастие в убийстве Маркелова и незаконное хранение оружия к 18 годам заключения. После обжалований наказание удалось скостить на год. Отбывала Евгения наказание в мордовской колонии. Несколько лет о ней ничего не было слышно, пока в колонию не перевели осужденную за панк-молебен Надежду Толоконникову***. Дружить у девушек не получилось, а идейные разногласия даже вылились в информационное пространство. Солистка якобы слишком рьяно критиковала устоявшиеся в ИК устои.

"Создать в интернете некий миф, что здесь ГУЛАГ, кровожадные люди в погонах издеваются, угрожают убийствами и так далее, а потом она, аки Жанна Д'Арк будет с этим бороться. Ей осталось полгода до свободы, ей совершенно все равно, как здесь будет реально, что здесь будет", – заявляла Хасис.

Потом было еще одно интервью уже местному каналу в Мордовии. Судя по всему, уже повзрослевшая Хасис за годы содержания под стражей переосмыслила собственную систему ценностей либо очень умело заявила о смене своих убеждений, чтобы ничего уже не помешало скорому освобождению.

Оно, кстати, прошло на удивление тихо. Девушка широко улыбалась, не скрывая радости от долгожданной свободы.

А вот брат Хасис Федор, вероятно, вовсе не рад освобождению сестры. Новости о выходе сестры он, скорее всего, узнал, находясь в общей с Евгенией квартире.

Однако родственники пострадавших не скрывали недовольства освобождением Евгении.

"Не знаю, как ее отпускают на год раньше, но она должна была посидеть", – говорит мать Бабуровой.

Сменила ли свои радикальные взгляды Евгения, так и осталось тайной – она явно не спешила делиться планами на будущее. Вероятно, научилась за 16 лет не торопиться.

* запрещенная в России террористическая организация

** внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга

*** физическое лицо, признанное иноагентом

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

Должна была посидеть: мать Бабуровой высказалась об освобождении Хасис