"Седьмая студия": куда делись бюджетные миллионы
Вот простой вопрос - почему коллеги Серебренникова тут же кинулись его защищать, вообще не дожидаясь никакой информации по делу? Наверное, потому что спектакли могут быть разными, а вот бухгалтерия - вряд ли. Театры не существуют в вакууме, вне финансовых кризисов, перераспределения средств и так далее. И вот тут действительно есть опасность: за одну ниточку потянешь, и весь наш прекрасный театральный занавес рухнет. А что у него там, за кулисой...
Москва. Пресненский районный суд. В зале заседаний - Юрий Итин и Нина Масляева. Бывший гендиректор и экс-главбух "Седьмой студии" - громкого театрального проекта. Им явно неуютно, ведь речь идет о серьезном мошенничестве. Ущерб государству - 200 миллионов рублей.
Мизансцене в суде предшествовало долгое первое действие. В том числе обыски у руководителя "Седьмой студии" - известного режиссера Кирилла Серебренникова (неожиданной находкой стали наркотики) - и в "Гоголь-центре", который он сейчас возглавляет. Потом – длительный допрос. И небольшая реплика для взволнованных донельзя поклонников и коллег.
По версии следствия, с 2011 по 2014 год "Седьмая студия" получила из бюджета 200 миллионов рублей. Последний транш - 66 с половиной миллионов за подписью тогдашнего директора Департамента поддержки искусства Минкульта Софьи Апфельбуам - был выделен три года назад на проект "Платформа". Это экспериментальные спектакли, концерты, творческие лаборатории, лекции, визуальные перформансы.
Самым эффектным перформансом, который и лег в основу уголовного дела, стал "Медиафестиваль". Именно на его техобеспечение Итин и Масляева заключили контракты с компанией "Инфостиль" на 1,28 миллиона рублей. Потом фирма исчезла, деньги – тоже. Итин и Масляева, по версии следствия, сочинили липовый отчет о потраченных бюджетных средствах. Софья Апфельбуам покинула Минкульт .
Подобная схема давно и хорошо известна, говорят эксперты, и тайной для следователей не является.
"Создаются фирмы-однодневки, прокладки, на которых эти денежные средства списываются. Проходит какое-то время. Создаются фиктивные поддельные документы о том, что произведены работы, а на проверке ничего нет. А просто деньги получены мошенниками. Вот она - понятная схема", - комментирует бывший оперуполномоченный по особо важным делам адвокат МКА Евгений Черноусов.
За "Седьмой студией" числятся и другие интересные сделки. Например, на протяжении последних лет организация регулярно получала госконтракты, которые заключал с ней "Гоголь-центр". А так как руководитель у них один – Кирилл Серебренников – то нет ничего странного в том, что следователи решили задать вопросы и ему. Известного режиссера ни в чем не обвиняют, он – свидетель. И не более того.
"Седьмая студия" начиналась как экспериментальный режиссерско-актерский курс студентов Кирилла Серебренникова. Смелые постановки, новаторский подход – порой на грани скандала. Театральная Москва в восторге… Постановки на площадке "Винзавода" привлекали внимание. Но сейчас ничего подобного здесь не проводится.
Впрочем, "Седьмая студия", по сути, не исчезла. Многие выпускники стали штатными актерами "Гоголь-центра", других привлекают для отдельных спектаклей. Пресс-служба театра подчеркивает: в махинациях не замешаны! И действительно, визит следователей в "Гоголь-центр" проходил исключительно в рамках расследования мошенничества в "Седьмой студии". Так что никакого сакрального смысла в поисках того, куда и на что ушли бюджетные миллионы – нет.
"Некоммерческие организации, которые получают деньги в том числе в сфере культуры, особенно в Москве и особенно в прежние годы, по моему мнению, должны быть подвергнуты очень пристальному вниманию. Потому что даже некоторые мероприятия, которые проходят, вызывают вопрос, почему они столько стоят. Плановая работа идет. Все, кто получает бюджетные деньги, должны понимать – пилить, растаскивать их больше не удастся", - говорит депутат Михаил Дегтярев.
У следствия нет претензий к "Гоголь-центру", но с финансами у театра не все гладко. Об этом говорят результаты аудиторской проверки за 2013-2014 год, которые оказались в распоряжении РЕН ТВ. Долги по налогам, запущенная бухгалтерия, контракты с подозрительными фирмами. Например, договор с компанией "Стейдж-мастер" на поставку новой мебели для фойе и декораций для спектаклей как минимум на полтора миллиона рублей. Судя по отчету, столы и стулья оказались подержанными. А фирма, зарегистрированная на Ярославской улице, вообще там никогда не работала.
Еще одна темная история – с трехкомнатной квартирой в центре Москвы, на улице Казакова. Город выделил ее актеру Андрею Андреееву как служебное жилье. В отчете странная метаморфоза: квартиры на балансе театра нет. Сам Андреев, который в последний раз выходил на сцену "Гоголь-центра" в 2012 году, в телефонном разговоре с нами заявил: такого быть не может!
Соседи озвучивают другую версию актера. По их словам, всего месяц назад на собрании собственников жилья он заявил, что является полноправным владельцем квартиры.
"Я говорю: "А ты что, тоже собственник? Я же слышал, что это от "Гоголя". Он говорит, что ее выкупил", – говорит сосед Андреева.
На момент аудиторской проверки "Гоголь-центр" был в долгах как в шелках. Завышались бюджеты спектаклей. А театральный буфет только за 9 месяцев работы ушел в минус на четыре с половиной миллиона рублей. Та же история и с книжным магазином, его в итоге пришлось закрыть. Бывший сотрудник торговой точки рассказал, что к этому проекту руководство "Гоголь-центра" быстро охладело и даже не пыталось сделать его прибыльным.
Но самое главное – исчезали миллионы рублей, выделенные на конкретные постановки. Например, в 2014 году должны были состояться премьеры двух спектаклей "Плюмбум" (смета – 1,6 миллиона рублей) и "Постэр" (4,9 миллиона). Однако их по какой-то причине пришлось отложить. Почти каждая постановка вызвала у аудиторов серьезные замечания с точки зрения бухгалтерской отчетности. Завышенные сметы на гонорары, декорации, аренду оборудования. А вот таблица, которая показывает: на момент проверки удачным коммерческим проектом "Гоголь-центр" не был. Правда, по словам сотрудников театра, в последнее время ситуация изменилась.
"Действительно, у нас были задолженности. Мы даже обращались, в том числе и через СМИ, в департамент культуры с просьбой увеличить субсидии, чтобы погасить задолженности. Год назад, даже больше, у нас была официальная пресс-конференция, на которой мы подробно рассказывали, что все долги погашены. Что у театра нет никаких задолженностей", - говорит сотрудник пресс-службы "Гоголь-центра" Дарья Аленина.
Задать вопросы тем, кто прежде руководил театральными финансами, оказалось невозможно. За кулисами скрылись все пять главбухов, работавших с 2013 по 2014 годы, и экс-гендиректор Алексей Маслобродский. Мы проверили сразу две его квартиры, но здесь он не показывался уже очень давно.
Достучаться до бывшего руководство "Гоголь-центра" практически невозможно. Как только там прошли обыски, сразу же телефоны перестали отвечать, а двери для журналистов оказались закрыты.
Но убытки – это еще не повод для уголовного преследования. Поэтому следователи изучают лишь материалы, связанные с "Седьмой студией", где схема вывода бюджетных средств прозрачна до неприличия. И вопрос, талантлив или нет Кирилл Серебренников, они не задают. Это вне компетенции УК РФ. Но сложившаяся ситуация подняла проблему, которую, мол, и озвучивать некрасиво. Театр – это предприятие. С безусловной творческой составляющей, но и с безусловной финансовой дисциплиной. Об этом, как никто другой, знает генпродюсер легендарного московского театра "Et Cetera".
"Между директором и худруком, если это 2 личности, должна быть четкая демаркационная линия, один не влезает в проблемы другого, а только поддерживают друг друга. Работа административного и финансового аппарата должна быть всегда направлена на создание того, ради чего сегодня существует театр – на создание художественного произведения. Художники ставят задачи, которые могут не соответствовать нынешнему экономическому состоянию театров. Но задача директора - решить эти задачи в рамках закона и в рамках нынешней существующей ситуации", - комментирует генеральный директор РГТА, генеральный продюсер театра "Et Cetera" Давид Смелянский.
Драматический спектакль, опера, перформанс… Любой творческий проект имеет конкретную цену. Максим Леонидов, который буквально накануне выпустил новый мюзикл, уверен: умение монетизировать признание публики – это тоже искусство.
"Здесь нужны инвестиции, инвесторы, которые могут понимать, что деньги могут вернуться, но с небольшой прибылью. Но у нас люди так не любят, они думают вложить деньги и получить 200%", - говорит Максим Леонидов.
Что получит в итоге "Гоголь-центр" - новую проверку или новый грант – сказать сложно. А режиссер Кирилл Серебренников после бурной недели взял паузу. Никаких комментариев. Лишь сообщение в соцсети: готов к любым вопросам, скрывать нечего.