Version: 0.1.0

Квартирная галерея

Почему похитителям картин выгоднее воровать у коллекционеров-частников, а не у музеев.

Автор: Иван Петров

Два полотна выдающихся русских живописцев были похищены на прошлой неделе из квартиры на Глухой Зелениной улице в Петербурге. Преступникам достались "Женщина в красном" Василия Поленова и "Париж" Константина Коровина, принадлежавшие 69-летней москвичке. Женщина оценила ущерб в 18 млн рублей. Между тем кражи шедевров у частников стали тенденцией последнего десятилетия. Почему воры переключили свое внимание с галерей и музеев на квартиры собирателей и наследников, выяснил РЕН ТВ.

К. Коровин. Галерея картин и рисунков художника, Париж.1933 / http://kkorovin.ru

Целое состояние на стене

О краже картин в Северной столице стало известно в пятницу, 6 октября. По данным полиции, преступление было совершено в квартире элитного дома. Хозяйка находилась в отъезде, а когда вернулась, обнаружила исчезновение произведений искусства. Больше ничего из квартиры похищено не было. Также следователи не нашли следов взлома на дверном замке и окнах. Не исключено, что у злоумышленника был свой ключ или дубликат.

Эксперты издания согласились с предварительной оценкой похищенных полотен в 18 млн. В МВД сообщили о том, что по факту преступления возбуждено уголовное дело по статье о краже в особо крупном размере (ч. 4 ст. 158 УК РФ).

Охота за семейными ценностями

Продать в России картины такого уровня, по мнению искусствоведа Дмитрия Северюхина, задача сложная.

"Покупатели составляют очень узкий круг состоятельных знатоков или просто состоятельных людей, которые опираются на знания экспертов. И поскольку диапазон цен в этом отношении чрезвычайно велик, то краденые работы можно продать по бросовым ценам. Не более того. Я сочувствую вору, который на этом не обогатится, а пострадает в конечном счете", — сообщил он телеканалу "Санкт-Петербург".

Эксперт антикварного рынка Дмитрий Буткевич, напротив, считает, что у преступников есть все шансы сбыть полотна.

"Если бы речь шла о краже из музея, то реализовать картины было бы, мягко говоря, затруднительно. Дело в том, что большинство галерей вносит свои полотна в специальный реестр, в том числе на случай кражи. Этот список находится в международной организации ALR (Art Loss Register), регистрирующей потерянные предметы искусства. Что же касается частников, как в данном случае, то они чаще всего не регистрируют свои полотна. Причем из различных соображений — у кого-то нет на это средств, кто-то опасается, что после регистрации у него могут отобрать картину, конфисковать. А заставить регистрировать предметы искусства человека никто не может".

По словам специалиста, найти и вернуть картину, не прошедшую регистрацию, будет непросто.

"У Коровина таких парижей, наверное, несколько сотен — видимо, речь идет о его дореволюционной серии про парижские бульвары. Эти работы в принципе похожи друг на друга, отличить способен их только специалист. Но по фото, если даже они есть у хозяина картины, определить аутентичность невозможно. Поэтому сбыть ее можно в ломбарде, российском антикварном магазине", — рассказал Буткевич.

Скорее всего, похищенные предметы искусства будут проданы на внутреннем рынке. Вывезти краденые картины из России не так просто, считает антикварщик.

"Картинам больше ста лет и по действующему закону без специального разрешения Минкульта вывезти полотна нельзя. Поленова и Коровина, разумеется, никто за границу не выпустит. На границе сразу начнут проверять картины, по размеру (высота, ширина), например", — рассуждает Буткевич.

Учитель и ученик

Константин Коровин — русский живописец и театральный художник. Работал преимущественно в жанре пейзажа. Внес большой вклад в формирование русского импрессионизма. Несколько раз до революции совершал поездки в Париж, что оставило огромный след в творчестве мастера в виде многочисленных серий. Одна из них — "Парижские огни". Его картины имели огромный успех во Франции. В 1923 году художник выехал за границу и поселился навсегда в Париже. Скончался 11 сентября 1939 года.

Портрет К. Коровина кисти В. А. Серова, 1891, из коллекции И. А. Морозова / Artsait.Ru

Василий Поленов — мастер классической русской живописи. Работал чаще всего в жанре пейзажа и портрета. Во время Русско-турецкой войны был официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (Александра III). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были Исаак Левитан, Илья Остроухов, Константин Коровин и другие выдающиеся художники.

Русские сокровища утекают через Белоруссию и Украину. По некоторым данным, многие похищенные в России произведения искусства покидали страну через Белоруссию. С 2014 года ситуация изменилась в связи с обострением отношений между Киевом и Москвой. Это закономерное явление. Увеличились объемы контрабанды не только оружия и наркотиков, но и предметов, представляющих культурную ценность.

"Естественно, без коррупционных связей такие схемы невозможны. Для контрабандистов этот канал удобен тем, что взаимодействие между украинскими и российскими правоохранительными органами потеряно полностью", — уточнил собеседник, знакомый с ситуацией.

В Европе товар с темным или сомнительным прошлым выставляется даже на известных аукционах, что уж говорить об интернет-торгах, мониторить которые довольно сложно. "Похищенная вещь, прежде чем ее найдут, может сменить несколько хозяев, и все они частенько добросовестные покупатели", — говорит собеседник. По его словам, наиболее часто спорные вещицы всплывают на интернет-аукционах с пропиской в Прибалтике.

В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина. 1877 / picture.art-catalog.ru

И все-таки они возвращаются

Международное сообщество музейщиков и галеристов добилось успеха в области поиска похищенных картин. И Россия от такой тенденции в плюсе. В сентябре Германия вернула России похищенную из Таганрога в годы Великой Отечественной войны картину "Пруд с ветлами". Как сообщали "Ведомости", полотно вернул художественный музей немецкого Киля. "Неправомерно перемещенные культурные ценности должны быть возвращены законным владельцам или их правопреемникам. Федеральное правительство строго придерживается этого положения международного права", — прокомментировала тогда немецкая сторона.

И. Айвазовский "Вид на Ревель"

Примерно в то же время прокуратура Цюриха начала расследование в связи с попыткой продать через один из аукционных домов Швейцарии полотно Айвазовского "Вид на Ревель". Как сообщила официальный представитель МВД Ирина Волк, написанное в 1845 году полотно (оригинальное название — "Море") было похищено из собрания музея-заповедника "Дмитровский кремль" в 1976 году.

"В настоящее время совместно со швейцарской стороной проводится работа, направленная на возвращение картины И. К. Айвазовского в Россию", — сообщила Волк.

Скандал связан еще с одним полотном Айвазовского — "Вечером в Каире", выставленным в 2015 году в Великобритании на торги аукционным домом Sotheby’s. Эта картина была похищена в 1997 году из частной коллекции в Москве, в связи с чем МВД России направило запрос в правоохранительные органы Великобритании с требованием снять лот с торгов, что позднее и сделали организаторы аукциона.

Эксперты Sotheby’s рассчитывали выручить за полотно от 1,5 до 2 млн фунтов стерлингов.