Как сидящий в СИЗО миллиардер Магомедов овладевал российской экономикой: история "успеха"
Судя по документам, братья Магомедовы руководили своими активами не совсем самостоятельно. И я даже не говорю про вице-премьера Аркадия Дворковича, дружбой с которым, как пишут некоторые СМИ, Магомедовы обязаны взрывному росту своего бизнеса. Нет. Судя по нашим исследованиям, компании Магомедовых могли находиться под чуткой рукой иностранных спецслужб. А вот это совсем другое дело — ведь речь идет о стратегической области — транспортных перевозках по всей стране и торговле зерном.
Холодильники и телевизоры в СИЗО — все, чего не хватает братьям Магомедовым. Все остальное есть, правда на воле.
Абсолютное хладнокровие, даже за решеткой, вполне объяснимо. И Магомед, и Зиявудин до последнего не сомневались, даже в следственный изолятор они не попадут. Предлагали в качестве залога абсолютно невероятные деньги — по 2,5 миллиарда рублей за каждого. Рекорд, но при этом как будто и насмешка: братьям вменяется ущерб государству как раз на эту сумму. Состояние Зиявудина Магомедова оценивается в 1 млрд 400 млн долларов.
Империя Магомедовых имеет интересы в каждом уголке страны. Причем непременно в стратегических областях: транспорте (компания "Феско"), логистике (5 крупнейших портов страны), сельском хозяйстве (Объединенная зерновая компания, распоряжающаяся практически всем зерном России). Есть еще строительство, нефтянка и даже связь.
Но непосредственно посевами или переработкой нефти ни одна из подконтрольных Магомедовым структур не занимается. А вот логистикой и перевозками — очень плотно.
"Феско" это, как написано на официальном сайте, одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Если перевести в цифры, то получится 19 крупных кораблей — контейнеровозов, лесовозов и сухогрузов, 8455 железнодорожных вагонов, 5 магистральных и 8 маневровых тепловозов, более 100 тягачей и 5 портовых терминалов общей мощностью около 17,5 миллиона тонн.
По суше перевозками занимается "Трансконтейнер" — тоже один из активов Магомедовых. Компания — практически монополист. Попытки создать хоть какую-то конкуренцию провалились.
Главный ресурс империи братьев Магомедовых — инвестиции. Причем чаще всего связанные с госзаказами или бюджетными деньгами. Практически не встречал ни заказчика, ни поставщика, который был бы заинтересован в качественном исполнении проекта. У поставщиков цель, понятно, — быстро получить деньги. Именно так и работает бизнес братьев. "Интекс" — "дочка" компании "Сумма" Магомедовых — не смогла намыть участок в 16 га на Крестовском острове под стадион "Зенит-Арена". Та же ситуация и с "Ареной Балтика" и аэропортом Храброво в Калининграде.
Магомедовы поднялись на тех возможностях, которые связаны с государством. Они получали госконтракты. Они с помощью государства либо захватывали, либо приватизировали инфраструктурные объекты.
Самое главное: почти все активы — офшоры. 100% той же "Суммы" принадлежит кипрской компании "Баронетта Инвестсмент Лимитед". Лимасол. Есть представительство в Москве — Последний переулок, д. 7, офис 11. Только в здании нам сказали, что подобной фирмы здесь никогда не было.
Еще есть "Глобалэктросервис" — с ней связаны несколько эпизодов дела Магомедовых: головная компания — "Е-7 Лимитед". Лимасол, Кипр. 50 процентов акций Новороссийского торгового порта принадлежат "Новопорт Холдинг Лимитед" — Кипр. И телефоны, и адреса контор совпадают.
Определить владельца и сейчас непросто. Например, бенефициаром Новороссийского порта назвал себя сам Магомед Магомедов. Половина зарегистрирована на Кипре, но не на имя Магомедовых. До 2011-го в состав совета директоров входили некто Андреас, Панайотис и Элиас Неоклеусы. Отец и два сына. По информации российских спецслужб, Андереас Неоклеус — глава семьи — уже много лет является агентом британской разведки. Человек совершенно непубличный.
Слежка за Андреасом Неоклеусом велась несколько лет. В 2015 году российские правоохранительные органы объявили его в федеральный розыск и даже подали документы в Интерпол на международный розыск, но безуспешно. Особенно интересно, что как один из директоров Новороссийского порта Неоклеус получал ежедневные сводки о том, какие корабли заходят в порт, с какими грузами и даже расписание движения военных кораблей.
А например, если взять Новороссийск, то это крупнейший порт и самая крупная после Севастополя военно-морская база ЧФ. И через порт идет обеспечение сил в Сирии. Конечно, очень важный узел. Поэтому вполне понятен интерес разведок.
Конечно, сейчас Неоклеусы с Новороссийском да и вообще с российским бизнесом напрямую не связаны. Только вот адреса большинства офшорных компаний Магомедовых звучат так: Лимасол, Кипр, Неоклеус Хаус. Кстати, подобная схема владения так или иначе присутствует почти во всех стратегических предприятиях страны. Знаменитая "Магнитка". Почти 85% гиганта металлургии принадлежит "Минта Холдинг Лимитед" — юридический адрес: Лимасол, Кипр, Неоклеус Хаус.
Среди директоров числится и Зумруд Рустамова — жена вице-премьера Аркадия Дворковича. Их и Магомедовых вообще многое объединяет. Например, любовь к шахматам.
Небольшое строение почти в центре Москвы. Шахматный клуб имени Владимира Дворковича — отца вице-премьера Аркадия Дворковича. Этот клуб спонсируют многие известные бизнесмены, в том числе и братья Магомедовы. Сюда же наведываются политики и чиновники от министров до заместителей губернаторов. Играют в шахматы и пьют чай. По сути, это одно из немногих мест, где чиновники и бизнесмены могут встретиться в приватной обстановке, и самое главное, в отличие от какого-нибудь ресторана, сохранить инкогнито.
Конечно, фамилии тех, кто посещает такие места, наподобие закрытых британских клубов, рано или поздно становятся известны. Но содержание бесед узнать невозможно.
Сын Зиявудина Даниял еще в 11 лет запатентовал сразу несколько изобретений. Например, пульт для игры в шахматы и систему локального мониторинга и связи. Сейчас гениальный отпрыск Магомедовых учится в Лондоне и вообще привык к красивой жизни. В открытых до недавнего времени аккаунтах в соцсетях десятки фотографий на яхтах и на самых дорогих курортах.
Братья Магомедовы — это классический пример бизнесменов нового формата. В приватизации 90-х они не участвовали — учились в МГУ, причем вместе с Аркадием Дворковичем. Ни Зиявудина, ни Магомеда нельзя назвать ни рейдерами, ни рэкетирами. Эффективные менеджеры и технократы. Правда, их деятельность не приносит никакой пользы стране. 50% минус одна акция в ОЗК — Объединенной зерновой компании — привели к тому, что 613 млн рублей испарились где-то на Кипре. Как и немалые налоги.
Под влияние иностранной разведки, как в случае с Неоклеусом, Магомедовы вряд ли попали осознанно. Просто Кипр — наиболее эффективная возможность заработать как можно больше, а главное быстрее. О геополитике никто, похоже, не задумывался. Впрочем, пока в деле Магомедовых есть только эпизоды с зерновой компанией и со строительством энергетических объектов, а также инфраструктуры к чемпионату мира по футболу. Но, вполне вероятно, уголовное дело уйдет и намного глубже. Судя по тому, что Неоклеусом российская разведка занималась много лет, Зиявудин и Магомед под подозрение тоже попали уже очень давно.