Version: 0.1.0

Без фантазии: глава Ростехнадзора по СЗФО не побил "рекорд" полковника Захарченко

Григория Слабикова обвиняют в хищении 4 млрд рублей. Деньги из его квартиры выносили коробками и пакетами.

Дело братьев Магомедовых, владельцев компании "Сумма", чей небывалый рост в СМИ связывают с дружбой между Зиявудином Магомедовым и уже бывшим вице-премьером Аркадием Дворковичем, переквалифицировали в организацию преступного сообщества. Это серьезная статья с большими сроками. Но тем временем в криминальной хронике появился новый герой. Из Санкт-Петербурга - руководитель Северо-Западного управления Ростехнадзора Григорий Слабиков. Он причастен к хищению почти четырех миллиардов рублей. При обыске следователи обнаружили у чиновника традиционную коллекцию дорогих часов, ювелирные украшения в даже не распечатанных коробках и пачки денег в банковской упаковке - на сумму почти в миллиард. До рекорда полковника Захарченко господин Слабиков не дотянул, но тоже видно, что времени зря не терял.

В суде, за решеткой, он вел себя так, словно в личном кабинете. Закинув ногу на ногу, деловито изучал материалы своего уголовного дела. Как если б принесли на подпись.

Ближайшие пару месяцев Григорий Слабиков проведет в СИЗО. Суд согласился с доводами следствия, что глава управления Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу может бежать из страны. По версии петербургской полиции и ФСБ, чиновник причастен к хищению 4 млрд рублей из фондов строительных организаций.

В здание регионального управления Ростехнадзора, что в центре Петербурга, следователи вошли в четверг утром – обыскивали кабинет Слабикова. В это же время оперативники осматривали квартиры и загородный дом его семьи. На Крестовском острове изъяли тугие связки рублей и евро, партии наручных часов элитных марок и россыпь нераспечатанных драгоценностей. Там же лежали четыре ключа от банковских ячеек, любезно подписанные – с указанием адресов и названий финансовых организаций.

Только в одной ячейке – в банке Таврический - оперативники обнаружили больше полумиллиона долларов.

Саморегулируемые организации – сокращенно СРО, в махинациях с которыми подозревают Слабикова, появились в России в 2010-м. Это некоммерческие структуры, которые объединяют фирмы, работающие в одной сфере. В деле Слабикова – строители, для них СРО пришли на смену государственному лицензированию. По версии следствия, в группу, провернувшую финансовую аферу, входили десятки человек, в том числе Григорий Слабиков и его дочь Елена – ей отводят роль посредника. Преступная схема выглядела следующим образом.

25 октября 2011 года в Петербурге были зарегистрированы три СРО. В «Стандарт-Проект» входили 2100 членов, в Союз инженеров «Стандарт-Изыскания» — 1200, еще 100 – в «Строительный ресурс». Все эти организации регулярно платили сначала вступительный взнос – 5 тысяч рублей, а затем ежемесячный – еще 5 тысяч. Но суммы для компенсационного фонда были гораздо выше – от 300 тысяч до 10 млн рублей – в зависимости от объемов работ. Средства должны были лежать на специальных банковских счетах, но проверка Ростехнадзора выявила: 4 миллиарда перечислили в доверительное управление «УК «Норд-Вест Капитал», а та вложила их в ценные бумаги. Аудит завершился 10 октября 2017-го, но к этому времени Центробанк уже аннулировал лицензию «Норд-Вест Капитала». А деньги пропали.

В доме зарегистрированы сразу две организации, которые фигурируют в уголовном деле: «Стандарт-проект» и «Стандарт-изыскания». Лицензии у обеих компаний отозваны, но они продолжают работу. Интересно, что здесь же располагалось и агентство "Стандарт-страхование", совладельцем которого был Алексей Шувалов – один из главных бенефициаров фирмы, которая управляла пропавшими накоплениями застройщиков.
И хотя, по данным базы СПАРК, юридический адрес – действующий, охрана скучающим голосом сообщила нам: нет никого.

Не исключено, что именно Шувалов, которого задержали еще в октябре прошлого года, когда стало известно о пропаже денег, и «сдал» Слабикова.

Чиновник, как считает полиция, помогал предполагаемым сообщникам при оформлении документов или предупреждал о возможных проверках. Мог получать миллион рублей ежемесячно. И жил припеваючи. В его декларации указан годовой доход в полтора миллиона рублей. Чтобы позволить себе те ценности, что нашли при обысках следователи, ему бы пришлось копить больше 100 лет.

Дача Слабиковых в Ленобласти. Участок примыкает к озеру. Его сердце – двухэтажный деревянный дом с красной крышей. В этом же стиле выполнены баня и подсобная постройка. Вокруг - ухоженные тропинки. Неподалеку есть лыжная база.

Роскошная недвижимость есть не только у главы семейства.

Этот живописный дачный поселок у суздальских озер находится на территории Санкт-Петербурга. На элитном участке земли расположен центр серфинга на искуственной волне - как сказано на официальном сайте, крупнейший в регионе. Развлечение недешевое – абонемент на 10 сетов стоит 13 тысяч. А руководит прибыльным бизнесом Елена Слабикова – дочь главы управления Ростехнадзора по Северо-западному федеральному округу.

Мы заглянули внутрь – Елены Слабиковой там, понятно, нет, она в СИЗО с отцом. Зато есть мини-отель, ресторан и, конечно, серферы. Следователи, которые тоже приходили сюда с обыском, отдыхающих не спугнули. А улыбчивый администратор заверил: деньги и связи отца никакого отношения к бизнесу дочери не имеют.

Но по данным базы СПАРК, за все время работы спортивно-развлекательного центра Ростехнадзор не приходил сюда с проверками ни разу.

Средства строительного стабфонда, которые, как считают следователи, помогал расхищать Слабиков, должны были использовать, если у компаний начинались проблемы. Теперь этих денег нет. Более того: похожая ситуация по всей стране. Когда СРО попросили показать, где средства, выяснилось, что на счетах только 70 миллиардов. Еще 45 миллиардов исчезли. По всей видимости, через такие же схемы, как в Петербурге.

"Как вы думаете, сколько из этих 70 млрд было выплачено по страховым случаям? 50 млн рублей всего. То есть эти деньги лежат мертвым грузом на счетах в компенсационных фондах в саморегулируемых организациях и служат источником наживы руководителям СРО, потому что эти деньги не работают на стройку, а работают на тех, кто управляет СРО", - говорит депутат Госдумы Александр Сидякин.

И, видимо, на тех, кто подобным СРО покровительствует. Но это не все. Большинство объектов и предприятий, которые нас окружают, прошли проверки Ростехнадзора еще на стадии проектирования или начала производства. Но как их проводили? Одна из сфер, за которую отвечает ведомство, – промышленная безопасность. В прошлом году Генпрокуратура вынесла представление: в стране отсутствует должный надзор за предприятиями, эксплуатирующими, а также обслуживающими опасные производства.

Или грузоподъемные механизмы – например, строительные краны. Их контроль и учет тоже вотчина Ростехнадзора.

Но куда опасней обычные лифты, в которые ежедневно заходят миллионы россиян. А там рвутся тросы, разбиваются кабины. Гибнут люди. И часто – маленькие дети. Да, обслуживает механизмы не Ростехнадзор. Но именно с этого ведомства все начинается.

"Именно Ростехнадзор выдает лицензии и регулирует деятельность компаний с ТЗ их технической безопасности, поэтому если в вашем доме рухнул лифт, то в этом случае будут виноваты специалисты Ростехнадзора, которые за этим не уследили", - говорит управляющий партнер юридического бюро Антон Палюлин.

А специалисты, как видно на примере Слабикова, следят за тем, чтобы у бизнеса дела шли хорошо. Лев Каплан, 15 лет руководивший экономическими службами питерских строительных компаний, заявляет: вся система СРО выстроена как финансовая пирамида. Во главе которой, чаще всего стоит глава той или иной госструктуры.

"Мы имеем совершенно бесполезную, на мой взгляд, систему, которая пожирает огромные деньги на содержание этих аппаратов. Там большие оклады. И, кроме того, коррупция как таковая не исчезла. Она перешла только в карманы так называемых общественных чиновников, которых сотни тысяч", - говорит он.

Причем чиновники самого разного уровня упорно не хотят ничему учиться. Истории их поимки – от Хорошавина до Слабикова - как под копирку. Они даже тратят без фантазии – у всех одно и то же. Дома и квартиры. Часы и наличные, которые можно пересчитывать сутками.

Без фантазии: глава Ростехнадзора по СЗФО не побил "рекорд" полковника Захарченко