Без портфеля, но с деньгами: как задерживали Михаила Абызова
Басманный суд Москвы в эти минуты избирает меру пресечения Михаилу Абызову. Следствие настаивает на аресте бывшего министра Открытого правительства. Абызова задержали накануне, его обвиняют в организации преступного сообщества и мошенничестве на сумму в 4 миллиарда рублей. За совершенные преступления экс-чиновнику может грозить до 20 лет лишения свободы.
В толстовке и кепке, но по-прежнему с фирменной двухдневной щетиной Михаил Абызов идет по коридорам Басманного суда. В приоткрытую дверь можно рассмотреть книги, которые он прихватил с собой — "Доктор Живаго" Пастернака и "Еда и мозг" — о взаимосвязи пищи и умственных способностей. В условиях режимного питания — самое то.
После расформирования министерства по делам Открытого правительства Абызов жил за границей. Выманить оттуда фигуранта уголовного дела было непростой задачей. По неофициальной информации, Абызов прилетел в Москву на день рождения бывшего вице-премьера Аркадия Дворковича.
Гарантом для Абызова якобы выступил Анатолий Чубайс, с которым бывший министр проработал не один год. Правда, в Роснано все отрицают.
"Все, что сейчас происходит вокруг Абызова, не имеет к Роснано никакого отношения. Этот вопрос не связан ни с Роснано, ни с Чубайсом", — говорит управляющий директор по корпоративным коммуникациям Роснано Елена Санаева.
Но, судя по всему, Абызов был уверен в своей неприкосновенности. Это же подтверждают знакомые экс-министра.
"Если бы Абызов не был уверен, то поздравил бы по телефону и отправил дорогой подарок, нашел бы способ поздравить своего коллегу. Это была тщательно спланированная операция, для того чтобы убедить его приехать сюда", — говорит политолог Николай Стариков.
Сейчас речь идет о 4 миллиардах рублей, которые, по версии следствия, Абызов и его сообщники похитили у акционеров "Сибирской энергетической компании" и "Региональных электрических сетей".
Следственный комитет особо акцентирует — под угрозой энергобезопасность регионов страны и устойчивое экономическое развитие.
Активная работа Абызова в качестве главаря преступного сообщества приходится на период с 2011 по 2014 годы, считает Следственный комитет. Это как раз те годы, когда Абызов возглавил министерство по делам Открытого правительства.
Михаил Абызов хоть и был министром без портфеля, фактически являлся самым богатым человеком в кабмине. Его состояние оценивали в 600 миллионов долларов. Сейчас ему предъявлено обвинение в организации преступного сообщества и в мошенничестве в особо крупном размере. Но этим дело может и не ограничиться.
13 лет назад Абызов создал "Группу Е4", которая занималась строительством энергоблоков. Но в 2014 году фирма перестала платить по кредитам. И теперь "Альфа-банк" вместе с другими кредиторами требует взыскать с экс-министра 33,5 миллиарда рублей.
"Пусть даже он был министром без портфеля, но эта беспортфельная должность помогала ему быть безответственным человеком, то есть ни за что не отвечать, при этом быть крупным лоббистом. Он делал экспертизы. Часто экспертиза на рынке оценивалась в определенную сумму", — говорит политолог Олег Матвейчев.
Но и это не все. Уже шесть лет продолжается коммерческий конфликт Абызова с Виктором Вексельбергом. В середине 2000-х они вложили деньги в энергопроект. И сейчас спорят в судах о 500 миллионах долларов. Третий инвестор — Михаил Слободин — в розыске. Но за другое — из-за взятки в 800 миллионов руководству Республики Коми. Кроме того, прошлым летом были задержаны друзья Абызова, которые проходят по делу о миллиарде 300 миллионах. Эти деньги были выделены якобы на инвестиции в американские солнечные батареи. Да так и пропали. Но причастность Абызова под вопросом. Пока.
"У него настроение рабочее, он не обрадован этой ситуацией, но уверен в том, что сможет с нашей помощью и сам доказать свою невиновность", — говорит адвокат Михаила Абызова Александр Аснис.
Михаил Абызов — второй министр из правительства предыдущего состава, которого задержали по таким серьезным статьям.
Впрочем, журналисты, собравшиеся у Басманного суда, вспоминают не только скандалы, связанные с работой Абызова. Но и привычку жить на широкую ногу. В его декларациях значились 5 мотоциклов, вертолет, снегоход и два Мерседеса.