Наживаются на смерти: как уберечь детей от опасных пабликов
Почти треть подростков нашей страны, у которых есть аккаунты в социальных сетях, зарегистрированы в так называемых деструктивных движениях. Это различные группы смерти, объединения неформальной молодежи и даже наркоманов. Все эти сообщества постоянно разрастаются и наносят психике школьника колоссальный вред, а выполняя задания новых виртуальных друзей, он даже может погибнуть.
Мощный удар в голову, жертву толкают на землю и сразу бьют ногами. Вокруг десятки зрителей. Они так разбираются с ровесницей. Ролик только появился в Сети, а уже набрал десятки тысяч просмотров. Типичный контент из сообществ так называемых деструктивных течений. Среди подписчиков таких пабликов больше пяти миллионов подростков. Группы смерти, сообщества, посвященные "тюремной романтике", запрещенным движениям и просто насилию, буквально захватили третью часть подрастающего поколения. И создатели таких аккаунтов свою аудиторию знают очень хорошо.
"Склонность подростков действовать по шаблону используется. Симпатия подростков к любого рода героям и антигероям и, соответственно, навязывание им", - говорит Наталья Касперская.
Они появляются в самый "подходящий" момент. Когда конфликты с родителями и окружающими, когда всё воспринимается в штыки, неизвестный в Сети протягивает руку и задаёт своё направление. Лепит из сознания ребенка всё что хочет. Иногда тайные властелины выглядят вот так.
Илью Сидорова в суде трясет так, что дрожит даже подбородок. И ведь не скажешь, что он – модератор сразу нескольких групп смерти, что это он раздавал детям опасные задания и что это он довел одну из своих подписчиц до самоубийства. Таких, как Илья, в Сети десятки, если не сотни, и они продолжают свои игры со смертью, с чужой смертью.
"Упал, было ему очень больно. Стонал. В течение пяти минут приехала «скорая», увезла его в третью горбольницу", - говорит очевидец.
В тот раз повезло, сугроб спас от гибели. По некоторым данным, ребенок состоял в тех самых "группах смерти". Нет настроения грустить? В Сети найдется и другой контент. Сообщества, где воспевают агрессию, неуважение к обществу и аморальное поведение.
В руках оружие, они – дерзкие и злые. Последователи субкультуры АУЕ кричат на всю улицу, идут так, что у машин сигнализация срабатывает, колотят клумбы и чужие автомобили. Что говорить о людях – только попробуй попадись им на пути.
А ведь визуально сообщества не предлагают ничего запрещенного. Наоборот, привлекают броскими заголовками и яркими картинками. Подросток нажимает лайк, репост. А дальше - приглашение в закрытый чат. И, как вариант, вызов испытать себя на прочность. Это уже похоже на очень жестокий челлендж. Ради развлечения школьники все чаще нападают на слабых и обездоленных, например бездомных.
Это уже потом и суд, и настоящая камера, и прогулки по расписанию. А пока подростки учат блатной жаргон, смотрят ролики со сценами насилия или проникаются тюремной романтикой, владельцы пабликов зарабатывают. Продвижение таких сообществ – очень прибыльный бизнес.
"Эти воронки вовлечения, они строятся вовсе не подростками. Это не такая ситуация, что подростки собрались, а кто-то стал лидером мнений, изначально становятся двадцатилетние, а ими управляют тридцатилетние", - говорит предприниматель в сфере информационных технологий Игорь Ашманов.
Эксперты говорят: понять, что подросток проникся опасными идеями, иногда сложно, а взрослые почти всегда реагируют неправильно. Специалисты советуют, не стоит сразу отговаривать и пытаться переубедить. В первую очередь нужно разобраться, почему ребенку нравится то или иное движение. Выслушать как друг, а не как строгий надзиратель.
Всего в списке рекомендаций по безопасному взаимодействию с подростком четырнадцать пунктов. И сразу несколько – о ситуации, когда вы понимаете, что ребенок готов действовать по указке своих друзей из Сети. Да он вам сам об этом расскажет, что хочет что-то попробовать. И тут главное – не упустить момент. Переключить внимание на другую сферу, возможно, решить его основные проблемы. И только если это не поможет, обратиться к психологу.