Любовь к музыке: Международный конкурс имени Чайковского открылся в Москве
Москва и Петербург на ближайшие две недели стали музыкальными столицами России. В Большом зале Московской консерватории открылся 16-й Международный конкурс имени Чайковского. Нынешний смотр музыкантов со всего мира уже установил рекорд — почти тысяча заявок из 58 стран. И для того, чтобы наблюдать за одним из важнейших событий музыкального мира, совсем необязательно жить в столице. Самые яркие номера конкурса сможет посмотреть любой желающий. Для этого по всей стране от Крыма и до Арктики организуют фан-зоны.
В этой толпе выделяется две категории людей: те, кто с инструментом за спиной и тоской в глазах смотрит на окна Московской консерватории, и участники прошлых лет — они на правах старожилов пришли поддержать друзей-музыкантов.
"Сейчас они занимаются, занимаются из последних сил. Уже им нестрашно", — говорит пианист Николай Медведев.
Еще как страшно. Конкурс имени Чайковского называют музыкальной олимпиадой. Он даже проводится раз в четыре года. Участников — на треть больше, чем четыре года назад. 950 заявок поступило из 58 стран.
"Буду болеть за конкурс. Вы видите высочайший уровень жюри. Условия были сложнейшими, новые правила. Каждый член жюри должен слушать участников с самого начала до самого конца", — заявила заместитель председателя правительства России Ольга Голодец.
Судьи — всемирно известные музыканты во главе с Валерием Гергиевым. В день открытия маэстро на сцене. Симфонический оркестр Мариинского театра исполняет фрагменты из "Пиковой дамы" и "Щелкунчика".
За 60 лет конкурс стал легендарным. Это смотр лучших из лучших.
"Когда победил Третьяков, он сразу был выдающимся артистом. Когда Клиберн — то же самое. Мацуев тоже. Но не все первые премии выдающиеся", — сказал альтист, народный артист СССР Юрий Башмет.
В такой обстановке, когда твои соперники — самые мастеровитые музыканты планеты, расслабиться трудно.
В этом зале практически нет участников самого конкурса. До первого тура — считаные часы. Это последняя возможность для репетиций.
Народный артист России Николай Цискаридзе рассказывает, что ему знакомо это чувство "онемения" перед подобными состязаниями.
"Вроде вчера ты танцевал спектакль. Не на последних сценах мира. И тут объявляют: выступает такой-то. Отнимаются руки, ноги", — говорит Цискаридзе.
Чтобы облегчить музыкантам предконкурсную лихорадку, в Московскую консерваторию пришли "группы поддержки" — мамы и друзья.
Как прекрасно творчество, знает пианист Даниил Трифонов. В 2011 году он победил в конкурсе Чайковского. Это в корне изменило его судьбу. Год назад музыкант взял "Грэмми".
"Самое главное — любовь к музыке. Любовь к композитору. Зал сам наполняет энергетикой. Это счастье играть в этих стенах", — говорит Трифонов.
И — возможность потом выступить на других площадках. На конкурсе, как на спортивных турнирах, работают селекционеры.
"Когда на конкурсе выступал Даниил Трифонов, я услышал его и немедленно пригласил в "Карнеги-холл". Я в жюри, и у меня есть отличная возможность и судить, и слушать музыкантов", — сказал директор и художественный руководитель "Карнеги-холла" сэр Клив Гиллинсон.
Раньше конкурсных дисциплин было четыре: фортепиано, сольное пение, скрипка и виолончель. В этом году добавили еще две — деревянные и медные духовые. Прослушивания идут одновременно в Москве и Петербурге. До финала —10 дней.