Руководителя пермского "Мемориала" заподозрили в педофилии
Уголовное дело о незаконной вырубке леса в Пермском крае, которое на первый взгляд казалось вполне рядовой историей, может обернуться грандиозным скандалом и поставить крест на репутации одной из крупнейших в регионе общественных организаций.
В материалах, собранных следователями, название правозащитного центра "Мемориал" внезапно оказалось рядом со списком вещдоков, больше напоминающих улики по делу какого-нибудь серийного педофила. Фотографии обнаженных детей, странные клятвы хранить верность какому-то дяде Роберту. И все это в рабочем столе главы пермского "Мемориала". Странные находки, если не учитывать, что в истории правозащитной организации такие случайности уже становятся закономерностями.
Они все Латыпов, но лишь для того, чтобы спрятать от камеры и избавить от неудобных вопросов своего руководителя. Вон он, в красной куртке, прячась за спинами коллег, семенит к выходу.
Этот стихийный митинг начался лишь потому, что главе пермского отделения правозащитного центра "Мемориал" пока трудно объяснить, откуда в его офисе диск с фотографиями обнаженных несовершеннолетних девочек. В протоколе так и написано: "Из ящика стола изымается диск в упаковке с пометкой "личное". Эти снимки – малая часть того, что находится на носителе, остальное показывать нельзя. Подростки позируют в очень откровенных позах, только не ясно, для кого. И как эти фотографии оказались на рабочем месте руководителя "Мемориала".
Раз в выходной день приходится работать с документами, график действительно плотный.
Слово правозащитник не сдержал. Обещал пообщаться с нами, но осознав, о чем пойдет разговор, замолчал.
Несколько часов ожидания результатов не дали. Латыпов все это время отбивался как мог. Сначала вызвал к нам группу быстрого реагирования.
Потом полицейских.
А еще руководителя пермского "Мемориала", должно быть, оскорбила просьба прояснить, не он ли тот самый дядя Роберт, которому почему-то клянутся в верности новые участники организации. Этот странный документ тоже нашли во время обыска в одной из папок.
"Чтобы выжить, изо всех сил старающийся угодить доброму дяде Роберту и не потерявший веру в человечество, вступая в ряды волонтеров "Мемориала", клянусь…" — говорится в тексте документа.
Давать клятву общественной организации само по себе странно, это ведь не секта. Но давать клятву, где есть такие фразы...
"Верить в любовь дяди Роберта и всегда оставаться маленькой хорошенькой девочкой, даже если я мальчик", — написано все в том же договоре.
После нашего визита Роберт Рамильевич все же дал комментарий, но лишь тем, кто не будет задавать лишних и неудобных вопросов. Вскользь упомянул о содержании странной записки. А вот о жестком диске с фотографиями голых детей промолчал. О его происхождении и о том, действительно ли его нашли прямо на рабочем месте, тоже.
А ведь если так, возникает вопрос, зачем все это в офисе правозащитной организации. А еще глава местного "Мемориала" заявил, что съемочная группа буквально силой пыталась выбить у него комментарий. О том, что журналист со своими отнюдь не могучими габаритами очень сильно ему сопротивлялся, вырывался и даже сумел заблокировать дверь, за которой он сам и спрятался.
Но вскоре черная дверь с белым листком на клейкой ленте, который указывает, что именно там внутри, начала все чаще открываться. Все чаще на журналистов направляли последние модели смартфонов, все чаще просили прекратить съемку.
Латыпов бросил клич своим соратникам, и те пришли на выручку.
Но к чему имена и фамилии, их они вскоре сменят на "мы Роберт" и "Латыпов". Латыпов, который попал в поле зрения правоохранителей из-за другого уголовного дела. Группа волонтеров, в составе которых были иностранцы, отправилась в экспедицию — установить памятный знак репрессированным литовцам; часть историков до сих пор считают, что большинство из них были "лесными братьями", то есть членами националистических формирований.
Итогом похода стали десятки незаконно вырубленных деревьев. Никаких разрешений ведь не выдавалось. Кроме того, административные штрафы получили несколько участников группы, из-за "фиктивной регистрации на территории России". Появилось уголовное дело "О незаконной вырубке леса", в офис "Мемориала" пришли с обысками и в присутствии понятых неожиданно нашли ту самую клятву и тот самый диск. Двое суток потребовалось Латыпову, чтобы наконец подобрать правильные слова и объяснить, для чего в офисе хранятся эти вещи.
"Ну я сразу там сказал, даже если это снимки каких-то полуобнаженных женщин, девушек, то это еще ничего не говорит, это не порнография, и мы ведь не занимаемся ее распространением и так далее. Они нашли где-то там, в каких-то старых дисках на какой-то программе", — заявил Латыпов.
И в случайность можно было бы поверить, если бы истории о странной любви к детям не повторялись и в других филиалах "Мемориала". К примеру, глава карельского отделения Юрий Дмитриев фотографировал свою приемную дочь голой, у него нашли целый альбом таких снимков. Следствие установило, такие фотосессии происходили на протяжении четырех лет.
А это Сергей Колтырин – он получил 9 лет лишения свободы за педофилию. Следователи доказали, что он с товарищем надругался над 13-летним школьником, и это лишь один эпизод. Пока ему не предъявили все собранные улики, историк отчаянно оправдывался, но в деле тоже появились фото, и он сознался.
Диск с фотографиями обнаженных несовершеннолетних, который нашли в пермском отделении "Мемориала", сложно будет оправдать правозащитной работой. Однако, судя по цифровым данным снимков, сделаны они были еще в прошлом десятилетии, а это значит – истечение срока давности. То есть в суде Латыпова об этом не спросят. Скажется ли это на его репутации? Тоже вряд ли. Ведь как показывает практика – Роберт Латыпов там каждый первый.