Как аферисты похищают миллиарды у детей: расследование РЕН ТВ
В среду Совет Федерации одобрил закон о продлении программы материнского капитала до начала 2027 года и выплатах на первенца. Инициативы были предложены президентом. Теперь семьи получат официальную возможность направить материнский капитал, например, на строительство или реконструкцию жилых домов, в том числе на садовых земельных участках. Но мало кто знает, что материнский капитал стал источником дохода людей, которые к нему никакого отношения не имеют.
Наш корреспондент Виталий Ханин провел расследование, в ходе которого столкнулся с целой системой обналичивания материнского капитала в обход закона. Причем матери получали только меньшую часть суммы. Остальное уходило в карманы махинаторов. Но зачем женщины шли на этот подлог и на такие схемы? Зачем они обворовывали собственных детей?
Сотни обманутых семей. Миллионы, украденные у государства.
И мошенники, которые предлагают обналичить материнский капитал. Если их находят – они бегут. Но потом снова открывают незаконный бизнес. Мы нашли целую сеть таких "посредников", действующих по всей стране.
Офис у Павелецкого вокзала в Москве, на стене – детские рисунки. Две дамы рассказывают, как обналичить маткапитал и остаться на свободе. Схема простая – они дают займ под гарантии государства, помогают купить землю, забирая потом больше половины суммы. Оставшуюся часть выдадут наличными якобы на строительство.
- Полная сумма сертификата – 466. Наша комиссия – и заложена туда уже земля – 256.
- Вот то, что мы делаем, – это вообще законно?
- Я объяснила, что нужно отвечать. Если вам нужны денежные средства, нужно правильно отвечать. Если вы будете отвечать по-другому, то, конечно, это незаконно.
Законность предприятия легко понять по реакции юристов на появление телекамеры и оператора.
Вот здесь в углу мы обнаружили подарки, которые, судя по рекламе, дарят тем, кто приведёт с собой друга. Вот здесь часы, которые, правда, почему-то не ходят, кошельки, тостеры, фен…
Незадолго до этого нам в качестве рекламы показали договоры предыдущих клиентов со всеми личными данными и условиями сделки. Мы узнали адрес, где некая Наталья Иванова приобрела в июле 4 сотки, и отправились посмотреть, где теперь официально живёт молодая мамочка.
Москвичка Наталья должна переехать даже не в Астрахань, а в деревню Гандурино, в 100 километрах от города. Сначала – переправа на пароме. Потом – еще минут 10 на машине по проселочным дорогам. Земля Натальи – как раз между свалкой и бурьяном. И ни одной постройки.
Вот так выглядит деревня мёртвых материнских душ. Из достопримечательностей – свалка, кладбище, коровьи лепёшки и река примерно в 15 минутах пешком. Здесь нет электричества, канализации или газа, но заплатить за всего 4 сотки в голом поле придётся больше суммы от материнского капитала. И тем не менее находятся те, кто так сильно хочет обналичить хотя бы часть государственной помощи, что готовы пойти на этот явно неравноценный обмен.
Судя по договору, предыдущие владельцы земли – Ильшат Испусенов, который сбежал от нас сразу, и Николай Брыков. На этого мужчину, по нашим данным, зарегистрировано 346 участков. Почти триста из них – всего по 4 сотки, это минимальное количество земли, которое по закону можно оформить под индивидуальное жилищное строительство.
Эти участки не найти на сайтах недвижимости, на такой товар нужен особенный покупатель, который подпишет документы вслепую.
- Я присылаю им фотографии, - говорит риелтор Николай Брыков.
– Подождите секунду, и вы считаете, что это нормально – покупать землю в другом регионе через Интернет?
– Я им предлагаю то, что у меня есть.
Местные власти о подозрительных сделках знают. По крайней мере, глава того самого Гандурино, где так и не построила дом москвичка Наталья Иванова. Мы нашли чиновницу на концерте.
"Я обращалась в прокуратуру, мне там сказали: да, это на самом деле обналичивание капитала", - говорит глава МО "Образцово-Травинский сельсовет" Гаврилова.
По нашим данным, риелторы покупают неликвидную землю за копейки гектарами в качестве сельхоз-угодий в Земельном комитете района. Потом переводят в разряд ИЖС и делят на мелкие квадраты по 4 сотки. Тот же Брыков работает только в Камызякском районе Астраханской области. Такую избирательность объяснил местный кадастровый инженер.
С этой видеозаписью мы отправились в Земельный комитет. Но глава ведомства – тот самый Дмитрий – заверил, что не знает ни главного землевладельца своего района – Брыкова, ни кадастрового инженера, который в курсе расценок на услуги местных чиновников.
"Я не знаю, знал он – не знал он. Компрометирующие какие-то видео вы мне показываете. Я тоже могу много чего снять на видео!" - говорит глава Комитета имущественных и земельных отношений Камызяцкого района Астраханской области Дмитрий Шаповалов.
Офис, с которого началось это расследование, наполнен визитками кредитного кооператива. Зарабатывают, похоже, миллионы. У нотариуса, который находится по-соседству и где заверяют документы, говорят: клиенты КПК приходят минимум раз в неделю.
"Пришли, мы им задали вопрос, "да, покупаю участок". А где вы покупаете? "Как-то так-то"… Мы всё – нет, вы покупаете недвижимость, и вы не знаете, где покупаете?" - говорит помощник нотариуса Людмила Безюокова.
"Пенсионный" действует как минимум в четырёх регионах России и активно рекламирует свои услуги, почти не скрывая, чем занимается. Мы побывали в их офисе в Волгограде, где нам также предложили обналичить маткапитал.
"Вот у нас несколько клиентов, уже в этом месяце они за месяц рассмотрели и перечислили деньги. То есть в общей сложности где-то полтора месяца с участком, ну, я имею в виду, что до получения вами денег", - говорят тут.
Здесь же находится номинальный владелец бизнеса, которого уже шесть раз обвиняли в мошенничестве. Но пока он сидел, фирма развивалась. КПК превратился в другую компанию - "Планету финансовых решений". Правда, вывеска та же, да и прежние учредители тут как тут.
- Вы знаете, что КПК "Пенсионный" уже ликвидирован?
- А почему висит вывеска на улице? Пойдёмте, я вам покажу.
- Не слишком ли много вы вопросов задаёте для журналиста?
По стране таких фирм – сотни. Почти во всех регионах висят объявления с предложением обналичить маткапитал. Пенсионный фонд России, который и выдаёт сертификаты, может только проверить документы. Бороться с мошенниками не в их власти.
- Вы сегодня мне уже говорили, что если вы находите подозрительные документы, то сообщаете в правоохранительные органы. А что для вас является подозрительными документами?
– Не даже документы. Просто люди живут на земле, видят, если приобретается жильё – недалеко от органов ПФ, люди понимают, что там реально ничего нет – то люди понимают, что схемы незаконные, - говорит начальник департамента социальных выплат Пенсионного фонда России Григорий Петров.
А вот МВД аферистов задерживает. Суды идут по всей стране: Калуга, Омск, Якутия…
И нередко среди пострадавших оказываются сами мамочки, потому что мошенники забирают не часть маткапитала, а всю сумму. Наталья Лапшова обратилась в фирму, чтобы обналичить сертификат. В итоге на неё оформили кредит, купили участок, а потом забрали деньги, выделенные на строительство. Теперь она осталась наедине с коллекторами и в старом доме.
"Я сказала: а деньги мне давайте. Они сказали: деньги мы тебе не дадим, сейчас повезёт тебя кто нам предоставил помощь, деньги отдадут. Ну, он меня повёз впустую, деньги не отдал. Помогите, пожалуйста, наказать преступника-мошенника!" - говорит Наталья Лапшова.
Впрочем, и молодые родители нередко оказываются на скамье подсудимых. В Нижнем Новгороде под уголовным делом – 35 женщин и сотрудники фирмы, через которую они пытались обналичить маткапитал. Мошенники вышли из зала в наручниках, их клиентки получили штрафы и лишились сертификатов. Хотя были уверены: им ничего не грозит.
"Мамочки, которые идут на такие схемы, должны прежде всего понимать, что они обкрадывают своих детей. Они дают мошенникам возможность заработать на материнском капитале. На сегодня достаточно вполне объективных возможностей, которые можно использовать для улучшения жилищных условий, для оказания помощи своему ребёнку, самой себе, своей семье", - говорит депутат Светлана Бессарабова.
В 2020 году количество преступлений может только вырасти, поскольку теперь сертификаты будут выдавать и за первого ребёнка, да и сумма за второго серьёзно вырастет.
Как и в случае с КПК "Пенсионный" и астраханскими героями этого расследования, мошенники чаще всего уверяют, что они просто ведут консультацию.
Их задача – сделать крайними именно своих клиентов, впрочем, полицейские бороться с этим научились. Например, в поле зрения сотрудников МВД уже попал КПК "Пенсионный", в офисе которого и началось это расследование.
"Что касается КПК "Пенсионный". Ситуация известна. Находится в стадии процессуальной проверки. В настоящее время требуется провести ряд дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, в основном направленных на установление лиц и получение документов, а также фотофиксацию участков земельных. После этого будет принято процессуальное решение в установленном порядке", - говорит заместитель начальника Управления "Б" ГУЭБиПК МВД России.
В МВД предупреждают: обналичить маткапитал могут предложить только мошенники. Но главное - вариантов законного использования сертификата достаточно. Это и улучшение жилищных условий, и образование детей, и увеличение размера накопительной пенсии. Суммы внушительные, так что "бизнес-планы" преступников очевидны. Но вот их клиенты всегда будут в проигрыше.