Приговор главе карельского "Мемориала" сочли слишком мягким
Суд Петрозаводска сегодня поставил точку в деле, которое за последние годы превратилось в одно из самых резонансных. Историка Юрия Дмитриева, главу карельского отделения общества "Мемориал", обвиняли в сексуальном насилии над приемной дочерью. О том, каким в итоге получился приговор, - в материале РЕН ТВ.
3,5 года колонии строгого режима. Именно такой приговор в отношении Юрия Дмитриева огласил Петрозаводский городской суд. Служители Фемиды признали его виновным в совершении насильственных действий сексуального характера в отношении своей приемной дочери. По остальным трем статьям - развратные действия, изготовление детской порнографии и хранение основных частей огнестрельного оружия - историка оправдали. Обвинение изначально просило для Дмитриева 15 лет колонии строгого режима.
"Тот срок, который вынесен, - 3,5 года - он непонятно мягок. По таким тяжелым статьям 12 лет. То есть почему судья решил, что 3,5 года достаточно для человека, который совершил действия сексуального характера, это уже на совести судьи, и я полагаю, что будет обжалование со стороны обвинения", - говорит омбудсмен Геннадий Сараев.
Оглашение приговора проходило за закрытыми дверями. Еще за несколько часов до его начала возле здания суда начали собираться сторонники Дмитриева, которые считают действия историка обычной родительской заботой. С самого начала различного рода активисты развернули масштабную кампанию давления на суд и следствие – отправляли угрозы участникам процесса и даже пытались встретиться с потерпевшей, которая сейчас под защитой.
Под следствие Дмитриев попал еще в 2016 году. Сыщики тогда нашли в домашнем компьютере историка интимные снимки его приемной дочери. Через два года суд неожиданно оправдал опекуна. Позже Верховный суд Карелии отменил приговор и отправил дело на новое рассмотрение. К прежним обвинениям добавился еще один эпизод – насильственные действия в отношении приемной дочери.
На суде Дмитриев заявил: снимки дочери он делал для так называемого "дневника здоровья", чтобы отчитаться перед опекой. К половым органам ребенка прикасался, чтобы проверить сухость белья. У девочки якобы приступы серьезного заболевания. Привлеченные стороной защиты эксперты даже заявляли: в показаниях потерпевшей не содержатся собственные воспоминания, на нее якобы все время оказывалось давление. Но при этом сторонники Дмитриева забыли упомянуть о существенных фактах: девочка лично выступала на процессе, беседовала с председательствующим судьей. Пострадавшая четко подтвердила в ходе следствия и на суде свои показания.
"На следствии были проведены исследования. Она давала показания в спокойной обстановке. Никаких оснований не доверять у меня нет. И у обвинения нет. Суд оценил показания", - говорит адвокат пострадавшей стороны Игорь Перов.
Якобы обычная родительская забота привела к сильнейшей психологической травме у ребенка, что зафиксировано практикующими детскими психологами. Они лично общались с девочкой, в отличие от экспертов стороны защиты Дмитриева, которые знакомились с допросом потерпевшей, лишь просматривая видеозаписи.
"Состояние девочки и до, и после требует восстановления, так как такого рода преступные деяния наносят существенный ущерб психике", - подчеркнул защитник.
По заключению экспертизы, у Дмитриева нет отклонений сексуального поведения. Но, как показывает практика, это не означает, что историк не может позволять себе развратных действий с детьми. Тот же соратник Дмитриева - замглавы карельского мемориала и директора местного музея Сергей Колтырин - был осужден на 9 лет, суд признал его виновным в развратных действиях в отношении 13-летнего школьника. При этом, как у Колтырина, как и у Дмитриева, экспертиза не нашла проблем в психике.