Как глава Клинского района содержала прислугу за счет бюджета
Небольшой подмосковный город Клин. Узкие улочки, невысокие дома. И повсюду – невидимая паутина. Ее годами плели местные чиновники, за что некоторые уже поплатились.
Это Александр Постригань, предыдущий глава Клина. Сейчас прокуратура внимательно следит за тем, как в пользу государства после ареста экс-чиновника отходят особняки на сотни миллионов рублей. А тем временем свою империю начала строить преемница Постриганя – его бывший заместитель Алёна Сокольская. По нашим данным, чиновница владеет недвижимостью в Турции, ее дети проводят время в испанском особняке, друзья внезапно стали преуспевающими бизнесменами, а прислуга получает зарплату в госучреждениях.
Живет Алёна Сокольская в трёхэтажном особняке, построенном в южноевропейском стиле, причем по принципу "мой дом – моя крепость". Здесь все сделано для безопасности жильцов: высокий забор, камеры наблюдения и вот две огромные собаки, головы которых пролезают через решетку как раз так, чтобы дотянуться до человека, который захочет позвонить в звонок.
Кроме того, Алёна Сокольская может переехать в деревню Пески, где, по нашим данным, у нее имеется еще один особняк – побольше и на берегу живописной реки. Жители этого поселка хорошо известны в округе.
Здесь мы тоже Сокольскую не застали – дом на ремонте, судя по количеству строительного мусора во дворе. Видимо, пока глава следила за строителями здесь, упустила из виду обновление восьмой школы в родном Клину. Прямо сейчас дети вынуждены учиться во вторую смену на другом конце города, потому что в их классах нет полов. Изначально ремонт корпуса должны были закончить еще 6 сентября, но сроки сдвинулись на 30-е ноября. С чем связана задержка, мы попробовали спросить у директора школы, но она спряталась и вместо себя выставила под дождь завуча по безопасности. Не знает ответа на вопрос и прораб. Утверждает, что работает на стройке только второй день.
Пока мы ждали, директор вызвала полицейских. Неизвестно, что она сказала дежурному, но приехали стражи порядка в бронежилетах, шлемах и с табельным оружием на поясе. А вот рабочих мы так и не увидели.
Раз в школе мы ответа найти не смогли, отправились в администрацию городского округа. Место, где действуют не федеральные законы, а бумажки, приклеенные на доску объявлений.
В этот день никаких комментариев мы не получили, зато спровоцировали массовый исход сотрудников администрации, группами по 10-15 человек. А вот через сутки, когда нагрянули снова, встретили у турникетов Владимира Кондратьева, замглавы по вопросам строительства. И пока он в прямом смысле бежал до своего внедорожника, мы все-таки успели задать вопрос о судьбе неотремонтированной школы. Впрочем, ясности не прибавилось.
Ремонт в доме в Песках – это не единственное, что отвлекает Алёну Сокольскую от проблем восьмой школы и других сложных задач региона. По нашим данным, чиновница приглядывает еще и за многочисленной заграничной недвижимостью. Согласно этим документам, в 2007 году ее семья приобрела четыре объекта недвижимости в Испании общей стоимостью более 1 миллиона евро. Ее дети учились на солнечном Тенерифе, а жили в бунгало на берегу. Вот он – за спиной у старшего сына чиновницы в клипе, который он смонтировал с друзьями. К слову, судя по этим бумагам, Дмитрий Сокольский задолжал испанским властям 30 тысяч евро налогов.
Есть документы и на жилплощади в Турции, четыре объекта, стоимостью минимум 11 миллионов рублей. Одна из квартир расположена в элитном комплексе. С собственным аквапарком, фитнес-центром, кинозалом и зеленой зоной.
Видимо, это закономерный итог многолетней работы империи Сокольской, фундамент которой был заложен ещё в 1993 году.
Свою карьеру госпожа Сокольская начинала вот здесь, в детском садике "Жемчужинка" в качестве простой воспитательницы. Потом быстро доросла до директора, затем ушла на повышение в городскую администрацию.
Дела пошли в гору, когда Сокольская второй раз вышла замуж – за прокурора Дмитрия Козлова, который быстро дорос до заместителя начальника прокуратуры Московской области. Правда, потом работу потерял из-за знаменитого игорного дела о "крышевании" казино. Однако крах карьеры мужа не помешал Сокольской – она взбиралась все выше и, возможно, зарабатывала все больше. Но не забывала коллег по "Жемчужинке", превращая самых преданных из них в "мертвые души".
Любовь Фисенко годами работала няней детей Алены Сокольской. Вот она – на семейных фотографиях, за одним столом. Только, по нашим данным, зарплату получала в том самом детском садике "Жемчужинка", хотя там и не появлялась. Эта информация стала сюрпризом и для самой гувернантки.
"С 2004 года по 2019 год я работала лично у нее дома. Из детского сада не увольнялась, никакие заявления не писала я", - рассказывает она.
Фисенко показывает свои перелеты – только за 2014 год она с детьми Сокольской садилась в самолет больше 20 раз. Прага, Пекин, Лондон, Нью-Йорк, Майами и, конечно, родной Тенерифе, о котором Любовь вспоминает с любовью.
"Двухэтажный дом был, на первой береговой линии. Первая линия была. Как вели? Как хозяева вели, были комнаты специально для девочек", - вспоминает она.
Помимо Любови Фисенко, сотрудниками госучреждений числились и другие люди из числа прислуги Сокольской. Ее садовник Геннадий Процюк - в министерстве образования. Там же - водитель Александр Фирсов. Племянник чиновницы Сергей Виноградов получал зарплату не только в полиции, но и в детском садике "Золотой ключик". А его жена Юлия Князева - в "Жемчужинке", при этом являясь известным в городе мастером маникюра, это нам подтвердили в салоне красоты.
Друзей Сокольская тоже не забывала. Дмитрий Мартынов - директор муниципального учреждения ООО "Клинские парковки", ему же, судя по документам, глава города продала свой испанский бизнес. Жена бывшего начальника судебного отдела администрации Виктория Илларионова – совладелец ООО "Альянс", который до недавнего времени был главным поставщиком школьного питания и бывший совладелец управляющей компании "Индивидом", которая сейчас выигрывает в Клину практически все тендеры.
"Указанная компания последние несколько лет без конкурсов выигрывает все. Вернее, по конкурсу, но без конкурентов выигрывает все конкурсы на управление жилым фондом. Все, практически все так или иначе связано с нашей главой района, знаете, предыдущего главу района Александр Николаевича Подстриганя обвиняли в том, что он приватизировал район, он район приватизировал 25 лет. Здесь хватило пятилетки, чтобы везде поставить своих людей", - говорит экс-прокурор Андрей Мешков.
Юлия Садкова вместе с дочкой Сокольской - учредители турфирмы "12 месяцев". Муж Садковой владеет частью Западной Строительной Компании и половиной АСГ Технострой. Они возвели, например, вот этот дом: висящие провода, обшивка на саморезах, стены из гипсокартона и низкий класс энергоэффективности. Здесь получили квартиры дети-сироты, в том числе и Сергей. Когда он въезжал сюда 2 года назад, были только раковина и газовая плита.
"Ничего не было. Даже мэр у нас, Сокольская, кому-то дает подарки, а нам кинули квартиру, забирайте и все. Не поздравили с новосельем. Ну, они прикинули, ну, они умственно отсталые, ну, чего", - говорит он.
По нашим данным, 32-метровая однушка для Сергея обошлась администрации больше чем в 2 миллиона рублей. Что довольно странно, учитывая, что соседняя квартира стоит меньше полутора миллионов, а двушка – миллион восемьсот. И в них уже есть мебель, которой так сильно не хватало Сергею.
"Я обращался в управление образования. "Это секрет. Мы не говорим. Вам же она бесплатно досталась". Я говорю, ну мне же надо знать предел, сколько она стоит", - рассказывает он.
В регионе вообще сложно переехать, особенно если за дело берется администрация. Так, при расселении ветхого жилья клинчан отправили на чердаки.
Что удивительно, судя по кадастровой карте, нового дома Надежды не существует – здание отмечено, но не зарегистрировано, как капитальное. Более того, по информации Росреестра, здесь вообще нельзя было строить ничего выше трех этажей. Однако администрация, то есть Алёна Сокольская, выкупила чуть ли не все мансарды в этом районе.
Мы пытались встретиться с Алёной Сокольской полторы недели, но на запросы об интервью нам отвечали отказами, в администрации чиновница так и не появилась. Нашим коллегам из программы "Экстренный вызов" даже сломали камеру за попытку поговорить с мэром.
Столкнулись мы с Сокольской только в обшарпанном доме культуры Высоковска, который не отремонтировали даже к 80-летию города.
"Я вам отвечу всё, после того как закончатся следственные мероприятия", - заявила она в ответ на вопрос об испанской недвижимости.
Алёна Сокольская не первая, кто придумал использовать прислугу, родственников и друзей в качестве "мертвых душ". Губернатор Владимирской области Владимир Сипягин пристроил своего сына в областное дорожно-строительное управление. Или, как его здесь называют, ямостроительное.
Считается, что Сипягин-младший с жаром взялся за новое дело. Работает так быстро, что уже в 2 часа дня мы не застали его на рабочем месте.
Бывшая жена Сипягина занималась коммунальным хозяйством и уволилась примерно в то же время, как губернатор полетел в Крым со своей новой пассией. Впрочем, свою позицию относительно кумовства чиновник обозначал не один раз.
"По поводу трудоустройства родственников... Ну главное, чтобы это закон не нарушало", - сказал он.
По принципу "все в дом, все в семью" работал и бывший глава Серпухова Александр Шестун. Прокуратура обнаружила у него 676 объектов недвижимости и 40 компаний, все это оценили в 10 миллиардов рублей. К слову, экс-чиновник тоже был связан с игорным делом, а песни и даже мюзиклы, которые ему посвящали, говорят сами за себя: "Враги – это все те, кто катит бочку на район и нашего крестного отца дона Алессандро Шестуна".
На этой неделе имущество Шестуна изъяли. Та же участь постигла и бывшего главу Клина Постриганя. Но Алёна Сокольская пока по-прежнему демонстрирует свой достаток. Например, чиновница на все свои многочисленные машины повесила номера с цифрами 313. Мы натыкались на них около ее дома и рядом с администрацией. Об этом знает весь город, и каждое обновление автопарка неминуемо становится всеобщим достоянием.