У экстрадированного в РФ Мазо нашли особняк за 4 млн евро в Испании
В территориальное воздушное пространство над Россией зашел самолет, на котором из Вены в Москву возвращают одного из главных фигурантов так называемого "Эрмитажного дела". Крупнейшее хищение денег из бюджета Министерства культуры совершил дуэт — замминистра Перумов и глава департамента имущества и инвестиций Борис Мазо. Когда их серыми схемами заинтересовались следователи, Мазо успел выехать за границу, осознавая, что почти миллиард, украденный у государства, ему никто не простит, и поблажек не будет. И вот сегодня путешествие проворовавшегося чиновника завершится. С каким настроением он летел на родину - в материале РЕН ТВ.
Его привезли прямо к трапу. Чиновник, укравший почти миллиард рублей, мог себе это позволить, по крайней мере в бегах. Впрочем, этот полет — лишь отголоски роскошной жизни. Вместо личного водителя — оперативники, да и полетит он не бизнес-классом. Прихрамывая на одну ногу, опальный госслужащий покидает Австрию.
"В сопровождении сотрудников НЦБ интерпола и ФСИН России в Москву из Вены доставлен Борис Мазо", — сообщила официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
И ведь не только Россия несколько лет добивалась экстрадиции бывшего высокопоставленного чиновника Министерства культуры. Европейский ордер на арест опального российского госслужащего выдавала и Испания. Там Борис Мазо легализовывал деньги, которые украл на родине. Даже приобрел особняк за 4 миллиона евро.
"Следственным комитетом России установлена дорогостоящая недвижимость Мазо на территории Испании и России, на которую наложен арест", — сообщила официальный представитель СК России Светлана Петренко.
Однако скрываться от правосудия решил в Австрии. Просил политического убежища, но наша Генеральная прокуратура в итоге добилась экстрадиции. Сегодня Мазо прилетел в Москву.
"Генпрокуратура России оперативно предоставила австрийской стороне дополнительные сведения и материалы уголовного дела и в итоге добилась принятия положительного решения. Было поручено доставить в Москву бывшего директора департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры, сбежавшего от правоохранительных органов", — сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов.
Борис Мазо — фигурант двух громких уголовных дел. Первое — о хищении свыше 160 миллионов рублей. Эту сумму выделили из госбюджета при заключении контрактов на реставрацию культурных объектов. Он вместе с сообщниками отвечал за восстановление важнейших исторических объектов, например, Новодевичьего монастыря в столице, где после работ произошел пожар. Или Изборкской крепости в Псковской области, стены которой с 15 века выдержали восемь осад, но стали осыпаться после ухода рабочих. Ну и, конечно же, культурная жемчужина Петербурга да и всей страны — Государственный Эрмитаж, на зал которого после получения выгодного контракта стало похоже внутреннее убранство особняка Никиты Колесникова — основного подрядчика. Пышные интерьеры, золото режет глаз. Позже подсчитали: из суммы, выделенной на ремонт Эрмитажа, было похищено 900 миллионов рублей, 800 миллионов бывшие чиновники, а ныне подсудимые, успели легализовать. Группу высокопоставленных госслужащих следователи поймали за руку еще при первой попытке воплотить преступную схему. Был суд. На скамье подсудимых — тогдашний замминистра культуры Григорий Пирумов, он же создатель преступной группы, Мазо, его заместитель.
По версии следствия, ни чиновники, ни коммерсант ничего ремонтировать не планировали. Пирумова и Мазо признали виновными. Они получили реальный срок, но прямо в день приговора вышли на свободу, так как за наказание зачли время, проведенное под стражей. Родственники бывшего замминистра до сих пор считают, что его оклеветали:
— Все вранье!
— Вранье все-таки?
— Вранье. Это чистейший человек!
— Оклеветали его, что ли?
— Да!
На свободе Пирумов пробыл недолго, его вновь арестовали. А вот сообщник Мазо успел убежать. Бывшему замминистра оставалось лишь жаловаться на здоровье, чтобы смягчить новое наказание.
Эту схему выбрали и адвокаты Мазо, затягивая процесс экстрадиции. Австрийский суд дал время на медицинское обследование и решил: состояние здоровье позволяет совершить перелет. Ведь прихрамывание на одну ногу, когда другой — Борис Мазо уже почти в тюрьме, все-таки не слишком весомый повод, чтобы оттягивать правосудие.