Version: 0.1.0

К 200-летию со дня рождения Михаила Лермонтова

15 октября 1814 года в Москве появился на свет великий русский писатель Михаил Лермонтов.

Ровно 200 лет назад родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Его жизнь была недолгой, но яркой. На литературной арене писатель появился ненадолго, но смог войти в историю литературы как блестящий представитель своего времени.

Детство Лермонтова было непростым, его мать умерла, когда поэт был еще маленьким ребенком, а отец практически не принимал участия в его воспитании. Всю ответственность на себя взяла его бабушка, которая на протяжении его недолгой жизни заботилась о нем.

Писать стихи Лермонтов начал рано, но вот до читателя они не доходили. Он нигде их не публиковал, а писал в стол. Его литературным "учителем" был великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов иногда переписывал южные поэмы Пушкина на свой лад. Но уже в годы "ученичества" писатель проявлял свои творческие качества.

Как ни странно, но именно Пушкин, который никогда не знал о Лермонтове, дал силы молодому поэту выйти из подполья. Смерть великого русского гения после дуэли с Дантесом в 1837 нашла болезненный и вызывающий отклик в душе Лермонтова. Ему не захотелось больше писать только для себя, он решил высказать все, что накипело в его душе. Именно стихотворение "Смерть поэта" стало важной вехой в творчестве писателя. Уже само начало произведения было очень вызывающим для России 1830-х годов:

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

После этого Лермонтов был отправлен в ссылку, но на страницах российских журналов он появлялся регулярно. Его сборники стихов, в которые входили и ранние стихотворения, нашли очень лестные отзывы известного критика Белинского.

Лермонтов вошел в историю русской литературы как продолжатель эпохи романтизма, но уже тогда в его творчестве проникали и реалистические тенденции, поэтому можно считать, что писатель внес большой вклад в утверждение в литературе реалистического направления.

Он постоянно искал что-то новое и находил его в старом. В первой своей поэме "Песня про купца Калашникова" он обратился к эпохе Ивана Грозного, но грамотный читатель легко находил, что речь идет о современности.

Неизменные мотивы его творчества – любовь, свобода, одиночество, поэзия, родина. Они встречались практически во всех его произведениях. Он одним из первых увидел трагедию николаевской Руси, погруженную в депрессию и пессимизм. Поэтому в его произведениях было так много разочарования и грусти.

Он вошел в историю не только как поэт, но и как прозаик. Его первое законченное прозаическое произведение "Герой нашего времени" стало первым социально-психологическим романом в русской литературе. Его очень критиковал Николай I, критика не поняла названия романа, но при этом он вошел в золотой фонд нашей литературы.

Лермонтов повторил судьбу Пушкина и своих героев. Оба писателя в своих произведениях обращались к теме дуэли, но сами погибли именно из-за них. После второй своей дуэли, которая произошла 15 июля 1841 года, Лермонтов скончался от пули Николая Мартынова.

В этом году в России отмечается 200-летие со дня рождения писателя, поэтому РЕН ТВ решил вспомнить несколько блестящих его стихотворений.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

"И скучно и грустно..."

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят -- все лучшие годы!

Любить... но кого же?., на время -- не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? -- там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно...

Что страсти? -- ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, --

Такая пустая и глупая шутка...

"Как дух отчаянья и зла..."

Как дух отчаянья и зла,

Мою ты душу обняла;

О! для чего тебе нельзя

Ее совсем взять у меня?

Моя душа твой вечный храм;

Как божество, твой образ там;

Не от небес, лишь от него

Я жду спасенья своего.