Version: 0.1.0

"Большие группы появляются спонтанно": Евгений Хавтан отмечает юбилей

Основатель "Браво" - о выборе жизненного пути, понимании молодежи и проекте с кубинскими музыкантами.

Музыкант, композитор, вокалист и бессменный руководитель группы "Браво" Евгений Хавтан празднует 60-летие. Страстный поклонник The Beatles и "звезда своего двора" давно превратился в артиста с всероссийской славой. Он срывает аплодисменты у нас и за рубежом, не боится экспериментов и открыт всему новому, оставаясь верным тем принципам, что сделали "Браво" знаменитыми. Работая с Жанной Агузаровой, Валерием Сюткиным и другими известными артистами, Евгений Хавтан остался душой легендарного коллектива. Именно он знает, как лучше всего завязать оранжевый галстук и носить желтые ботинки. В интервью "Известиям" Евгений Хавтан оценил пройденный путь и рассказал о планах на будущее.

"Музыканты считались тунеядцами"

- Евгений, в канун юбилея всегда начинаешь вспоминать и анализировать прошлое. Кто оказал наибольшее влияние на ваш жизненный и творческий путь?

- В первую очередь родители, которые прожили достаточно долго вместе. Семья оказывает на человека наибольшее влияние. Потом была улица, район Кузьминки, где я родился, и школа.

- В школе вы начали играть на гитаре, тогда была мода на The Beatles. Почему вы пошли по немного нестандартному для того времени пути - в направлении стиляг?

- Музыкантом я мечтал стать с детства. Папа мне говорил: "Сначала получи образование, а потом занимайся музыкой". В то время, конец 1970-х - начало 1980-х годов, профессия музыканта не считалась престижной. Музыканты считались тунеядцами и алкоголиками. Это сейчас каждый второй - диджей или блогер. А тогда подобное было просто дурным тоном. Считалось, что у музыканта никогда не будет семьи, он будет выпивать. Мне предложили сначала закончить институт. А играть на гитаре я стал, потому что это было дико популярно. Тогда по телевизору показывали вокально-инструментальные ансамбли, быть гитаристом во дворе считалось престижным. Если ты играл на гитаре, то вызывал уважение не только сверстников, но и ребят старше. Благодаря тому, что я пошел в музыкальную школу и выучил эти "волшебные" аккорды, во дворе у меня был несомненный авторитет.

- Может, вспомните, что вы играли во дворе, какие песни?

- Мы играли "Дом восходящего солнца". Это было обязательное произведение, только с русским текстом. Играли ВИА, "битлов", всякий рок, но это уже позже. "Блатняка" я избегал, всегда больше любил западную музыку.

"В какой-то момент эта смесь взорвалась"

- Когда появилось желание создать тот коллектив, который прославился и знаменит до сих пор? Когда появилась группа "Браво"?

- Ничего особенного я не делал. Я вообще считаю, что большие группы появляются спонтанно. Это химическая смесь встреч случайных людей, и никогда то, что задумаешь специально, не осуществится. Я встретил музыкантов случайно. Сначала мы репетировали в подмосковном ДК в Бескудникове, потом пришла Жанна. В какой-то момент эта смесь взорвалась. Сначала нас чуть не арестовали, потом реабилитировали, потом включили в запрещенные списки. Началась и закончилась перестройка. Мы участвовали в больших концертах. Так, Алла Пугачева пригласила нас на "Счет 904", когда произошла Чернобыльская трагедия. Это был входной билет на телевидение, дальше мы стали работать профессионально. Думаю, что это счастливая история.

- Жанна Агузарова, Валерий Сюткин, Роберт Ленц - с каждым из них связаны определенные взлеты. Какой из составов наиболее значим для вас как для лидера группы?

- Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что будет не очень корректно называть кого-то, делить периоды. Для меня это одна большая история. Я с самого начала в группе, и все песни написаны мной. Все это - и песни, и группа - как мои дети. Периоды были разными, и в этом их прелесть. Мне сложно представить группу, которая не менялась бы в течение 30 лет. Благодаря постоянным изменениям мы записывали разные альбомы, у меня была возможность делать что-то по-разному. Сегодня мы имеем совершенно уникальный случай: у нас на концертах масса молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет. Мы играем только в стоячих, рок-н-ролльных залах и не играем в сидячих. Я считаю, это наше самое большое достижение за долгие годы.

"Уже лет 15 не надеваю галстук"

- У многих советских и российских групп со временем менялся стиль. Понятно, что развивается техника, появляются другие аранжировки. А вы стараетесь придерживаться рок-н-ролльного стиля, не отходите от него. Это ваш принцип? Или если аудитория ходит - значит, все правильно?

- Я никогда не просчитывал аудиторию. Мне кажется, если об этом думать, ты всегда будешь обманут и ничего не получится. Мне просто очень нравится эта музыка. Если бы спросили, когда я хотел бы родиться, я бы назвал 1950-1960-е годы. Имею в виду эстетику, музыку, кино. Видимо, это находится во мне с самого детства, я был воспитан на этой музыке, она звучала у меня дома.

- А галстуки дома у вас хранятся?

- Галстуки хранятся, но я их не ношу. Был период, когда мы выступали в галстуках, на сцене в них было очень неудобно. С тех пор, уже лет 15, я не надеваю галстук даже на ответственные мероприятия.

- Группа продолжает выступать с концертами. Но последний альбом у вас вышел шесть лет назад. Творческий застой, кризис или наработка чего-то нового?

- Последние 2,5 года я занимался помимо "Браво" проектом Los Havtanos. Это проект с кубинскими музыкантами, латиноамериканская музыка. Он существует на русском языке, и мы делаем релиз для испаноязычной аудитории. Недавно вышел русскоязычный альбом, а сейчас выйдет альбом на испанском языке. Как только я закончу с Los Havtanos, я продолжу заниматься группой "Браво".

- У вас есть наработки, песни, которые, по вашему мнению, вновь "взорвут" аудиторию?

- Про "взорвут" ничего я не знаю. Не умею просчитывать, к сожалению. Я не умею писать песни с расчетом, что они станут хитами. Всегда, когда я предполагал, что песня должна стать хитом, она им не становилась, а становилась совсем другая. У нас есть наброски следующего альбома. Мы выпускаем альбомы, когда есть что сказать. Я завидую артистам, которые могут выпускать по два релиза в год, но сам так не могу. Мне нужно, чтобы альбом представлял собой концепцию. Это такой олдскул, старая школа.

"У каждого поколения должна быть своя музыка"

- Какие вы видите перспективы и сложности развития музыкальной индустрии в нашей стране сегодня? На мой взгляд, у нас застой. Не вижу ни одной новой группы, которая бы зацепила.

- Начнем с того, что каждая музыка соответствует своему поколению. Если тебе 20 лет, ты будешь слушать музыку для 20-летних. Самому музыканту должно быть максимум 25 лет. Поэтому мы вряд ли можем понять сегодняшнюю молодежь. Среди них, кстати, есть неплохие исполнители. Предсказывать тенденции - неблагодарное дело. За последние 10 лет Интернет полностью поменял музыкальную индустрию. YouTube стал основным каналом, где появляется музыкальная информация. Все тренды находятся там, и каждые полгода появляются новые имена. Разница в том, что все стало быстрее. Появляется новый артист, выстрелил, миллионы просмотров в YouTube, а через полгода о нем никто не может вспомнить. Трудно предсказать, что будет через год-два.

- На ваш взгляд, в сегодняшней российской "рок-лаборатории" есть те коллективы, которые заслуживают внимания?

- Есть Майк Глебов, мне он очень нравится. Есть артист Сироткин. Это новые музыканты. Они играют по-другому - не так, как мы. У них новый взгляд на музыку, но они очень талантливы. Сейчас популярен поп и рэп, смеси на этих стыках. Я в этом ничего плохого не вижу и считаю, что у каждого поколения должна быть своя музыка. Она соответствует тому, что происходит вокруг нас, и есть зритель, которому это нравится.

- На ваш взгляд, в чем сегодня основное условие успеха музыканта? Быстрее попасть в Интернет? Вы писали магнитные альбомы, распространяли их.

- Это было другое время, другая страна, у людей были другие ценности. Сегодня все сильно изменилось, поэтому мерками того времени, мне кажется, неправильно судить. Сейчас все по-другому. Я очень ценю людей, которые могут своими руками играть на клавишах, на гитаре. Но сейчас музыка в основном "рисуется" мышью. Садится молодой человек, скачивает биты и собирает вместе. Я в этом ничего плохого не вижу.

"Я люблю, чтобы в музыке была душа"

- Недавно мы ездили в студию звукозаписи, и звукорежиссер показал нам, как из бездарного голоса сделать песню. Я не хочу ничего сказать про вокалистов группы "Браво" - у каждого свой уникальный голос. Но в последнее время вы все чаще берете вокал на себя. С чем это связано?

- Это связано с тем, что в какой-то момент я почувствовал уверенность в том, что я могу сделать это хорошо. Раньше я делал это плохо, когда только начинал. Но передо мной были прекрасные вокалисты, и я чему-то научился от них. Поэтому сегодняшний репертуар группы "Браво" с Робертом мы поем примерно пополам, и в этом есть своя прелесть, новые краски в концерте.

- Но мне кажется, когда человек выходит на сцену, он должен прежде всего уметь петь.

- Сейчас время технологий, которые могут песню создать из ничего. Накоплен большой опыт, существуют библиотеки сэмплов. Звуки можно собрать из разных эпох, разных времен. Это называется простым словом "постмодернизм".

- Вы все-таки за живую музыку?

- Я люблю, чтобы в музыке была душа, мелодия, ритм, живые электрогитары. Чтобы было громко. Это старая школа, исчезающая - а может быть, и не исчезающая, и я ошибаюсь.

- Мне кажется, вы лукавите. Вы только что сами сказали, что на ваши концерты приходят 20-летние ребята. То есть живая музыка не умрет никогда.

- Конечно. Может быть, она не будет столь популярна, как другие новомодные течения. Но всегда будут романтичные молодые люди, которые захотят спеть своей девушке на скамейке под гитару.

"Кубинские музыканты играют как боги"

- Ваши новые песни связаны с лирикой или это такой же быстрый рок-н-ролл?

- Los Havtanos - это латинская танцевальная музыка, настоящий открытый огонь. Для меня это большая, абсолютно новая история. Игра с кубинскими музыкантами - некий новый творческий этап, потому что они играют как боги. У меня в "Браво" прекрасные музыканты, но с кубинцами нечто другое, новый опыт. Мне не очень интересно стоять на месте.

- Как у вас появилась такая идея? Вы где-то их услышали? Расскажите про этот проект поподробнее.

- Этот проект появился 2,5 года назад, когда я был в Америке и познакомился с одной прекрасной местной группой в Сан-Франциско. Они играют смесь французского шансона с фламенко. Сначала мы записали с ними одну песню в студии. Я привез компьютерные треки сюда, захотел их обработать, продолжать записывать. Я познакомился с кубинскими музыкантами, которые живут в Москве. Здесь достаточно большая диаспора кубинцев и очень хорошие музыканты. Я пригласил их в студию и понял, что хочу записать целый альбом. В результате мы записали EP, у нас вышел винил и несколько видео. Иногда играем с этой командой.

- Сегодня винил, по-моему, "фишка" музыканта. С тех пор как появились CD.

- Наоборот, это тренд. Парадокс в том, что винил пережил все музыкальные носители. Где CD, где кассеты? Хотя маленькие компактные кассеты сейчас тоже в моде. Сейчас многие, знаю по нашим поклонникам, покупают пластинки, хотя у них нет виниловых проигрывателей. Сегодня музыку нельзя взять в руки. Ты скачиваешь треки со Spotify, слушаешь. А на пластинке все написано, есть дизайн, обложка. Понимаешь, что держишь в руках продукт, а не просто трек, висящий где-то в Интернете. Если закроют Spotify, где останется музыка? Только на виниловой пластинке.

Евгений Хавтан: музыканты раньше считались тунеядцами
Евгений Хавтан: Уже лет 15 не надеваю галстук
Евгений Хавтан: люблю, чтобы в музыке была душа