О чем Путин и Эрдоган говорили во время встречи в Сочи
Энергетика, международные поставки продовольствия, мирный процесс в Сирии. В Сочи завершились переговоры Владимира Путина и его турецкого коллеги Реджепа Тайипа Эрдогана. Президенты встречались буквально около двух недель назад в Иране, но ситуация меняется настолько быстро, что возникла необходимость вновь лично обсудить накопившиеся вопросы. Неудивительно, что разговор продлился четыре часа. За встречей следил обозреватель РЕН ТВ Алексей Лазуренко.
Путин зовет Эрдогана дорогим другом, поэтому встречает прямо у дверей "Руси" – сочинский санаторий с таким важным названием уже не первый раз становится местом встречи президентов.
Санаторий "Русь" в 1960-е годы назывался "Новые Сочи" и принадлежал ЦК КПСС. Можно только гадать, сколько разговоров о судьбах мира слышали стены излюбленного места отдыха партийных лидеров. Но и прямо сейчас здесь звучит важный диалог о будущем.
Они, конечно, хорошо понимают друг друга, но с переводом все-таки легче. Путин сигнализирует Эрдогану, что нужно взять наушник. Служба протокола помогает президенту услышать главное о двусторонних связях.
"Товарооборот у нас увеличился на 57 процентов, а за первый месяц этого года до мая включительно он увеличился в два раза", – сказал Путин.
Умение находить общий язык вообще сейчас многое значит. Благодаря этому утром три сухогруза с украинским зерном вышли из порта Одессы в сторону Турции. Так называемое "зерновое соглашение" работает. Для этого пришлось обязать Киев разминировать акваторию Черного моря и договориться с Анкарой и представителями ООН о досмотре каждого судна. Ведь "доброжелатели" режима Зеленского вряд ли бы отказались использовать эту миссию для прикрытия поставок оружия националистам. Даже несмотря на то, что главная ее цель – успокоить продовольственные рынки.
"Я вас хочу поблагодарить и за это, и за то, что одновременно было принято пакетное решение о поставках , бесперебойных поставках и российского продовольствия, и российских удобрений на мировые рынки. Потому что вопрос стоит для очень многих стран, в особенности для развивающихся стран, которые стоят на пороге больших проблем со снабжением продовольствия. Для всех этих стран очень важны такие решения", – сказал Путин.
Украина, конечно, входит в десятку мировых экспортеров зерна, но не играет ключевой роли. По прогнозам турецких источников, соглашение по зерну позволит Киеву вывезти максимум 20 миллионов пшеницы, это немногим больше половины процента мирового рынка.
Другое дело – российские энергоносители для Европы. Старый Свет теперь ищет способы, как посильнее наступить на собственную ногу. О второй ветке "Северного потока" забыли, турбины первой никак не могут вернуть в Россию из-за собственных же санкций.
"Турецкий поток", в отличие от всех других направлений поставок наших углеводородов в Европу, работает исправно и без всяких сбоев. Я имею в виду не только поставки для потребителей в Турции, но, хочу еще раз повторить, и для потребителей в Европе. Думаю, европейские партнеры должны быть благодарны Турции за то, что она обеспечивает бесперебойный транзит нашего газа на европейский рынок", – заметил Путин.
Энергетика вообще один из ключевых пунктов сотрудничества Москвы и Анкары. И дело не только в трубопроводе. Последние четыре года Россия строит в Турции АЭС "Аккую".
"Именно процесс в "Аккую", который продолжается, чтобы не было никаких отсрочек, и чтобы по графику вся эта работа проходила, и завершилась вся работа по плану. Это имеет очень большое значение для нас, потому что Турция имеет потребность в энергетике. 10 процентов будет обеспечиваться посредством атомной станции в "Аккую", – сообщил Эрдоган.
Эрдоган вообще оказался настроен решительно. Говорит о новой странице взаимоотношений и находит в этом поддержку российского коллеги.
"Надеюсь, сегодня удастся подписать соответствующий меморандум о развитии наших торгово-экономических связей с учетом тех договоренностей, которые были достигнуты нашей делегацией при работе в Турции буквально день – два дня назад. Мы рады вас видеть и добро пожаловать", – сказал Путин.
После этого президенты уединяются на несколько часов. Прерываются на ужин и продолжают диалог уже в расширенном составе. Турецкие журналисты даже успевают забыть о микрофонах и камерах, обнаружив в санатории бильярд. Но в том, что переговоры затягиваются, они видят хороший признак. Понимающим друг друга партнерам нужно уметь честно и откровенно разговаривать.