Путин, Пашинян и Алиев обсудили ситуацию с Карабахом: главное
В Кремле обсудили урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Это стало главной темой сразу трех переговоров на высшем уровне. Сначала Владимир Путин по очереди побеседовал с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и с премьером Армении Николом Пашиняном. Затем лидеры трех стран встретились за одним столом. Путь к этой трехсторонней встрече был непростым. Обозреватель "Известий" Николай Иванов расскажет, о чем стороны в итоге смогли договориться.
По расписанию переговоры России, Азербайджана и Армении прошли после заседания Евразийского совета в Кремле. Но в Андреевском зале, за круглым столом, Алиев и Пашинян пошли по своей повестке. Началось со слова "коридор". Его произнес президент Азербайджана.
"Есть только один случай использования слова коридор, и в этом контексте это слово имеет особое значение. Это о Лачинском коридоре, который, я повторяю, что должен быть", – сказал Никол Пашинян.
"Извините, конечно, но опять прозвучали в словах премьер-министра обвинения. Вы, если заметили, ни во время выступления, ни во время реплики никаких обвинений не было, но я не могу это оставить просто без ответа", – высказался Алиев.
Коридоры у всех свои. Алиев про Зангезурский – он должен соединить эксклав Нахичеванскую автономию с другими регионами Азербайджана и пройти по территории Армении. Пашинян про Лачинский – он соединяет Карабах с Арменией. На кону мирное соглашение после долгих лет противостояния и вооруженных конфликтов. Договор ждет вся Евразия.
"Коридор, дорога, прочее, прочее – это важно, и здесь есть определенные противоречия, но гораздо важнее то, о чем вы сейчас сказали – и президент Азербайджана, и премьер министр Армении. Что по принципиальному вопросу территориальной целостности есть договоренность тоже принципиального характера", – заметил Путин.
Армения согласилась признать Карабах территорией Азербайджана. Но тут принципиальна каждая запятая. Восток. Президент России встретился с лидерами еще раз по отдельности. Сначала с Алиевым.
"После недавних заявлений армянского руководства о признании Карабаха как части Азербайджана, а также признание территориальной целостности Азербайджана с указанием конкретных цифр, площади Азербайджанской республики. Вопрос согласования других пунктов мирного договора будет идти намного легче", – сказал Алиев.
Потом тет-а-тет с Пашиняном. И снова никаких противоречий.
"Пограничные службы Армении, таможенные службы Армении готовы обеспечить переход всех транспортных средств, железнодорожных составов, в частности, через территорию Армении. И мы ожидаем, что и азербайджанская железная дорога будет открыта для грузов железнодорожных составов республики Армения", – заявил Пашинян.
А раз все согласны говорить о мире, можно встретиться и втроем.
"Вопрос в терминологиях, конечно. За этими терминами должно стоять точное понимание реалий и событий, которые последуют за подписанием соответствующих документов. Но на мой и на наш взгляд, на наш взгляд, имею в виду всех нас троих – премьер-министра Армении, президента Азербайджана и, по моему мнению, это преодолимые препятствия. По большому счету, их не существует", – сказал Путин.
Журналисты ждали итога в Малахитовом фойе Большого Кремлевского дворца. Ждать пришлось недолго – 20 минут.
Трехсторонняя встреча завершилась. Пашинян и Алиев к прессе не выйдут. Через неделю вице-премьеры соберутся в Москве еще раз. Вице-премьеры тут же.
"Это несомненный прогресс, потому что есть совершенно четкое понимание, что стороны одинаково понимают, как должно идти разблокирование", – сказал Алексей Оверчук.
"Концептуально удалось договориться о том, что принципы суверенитета и юрисдикции сторон относительно инфраструктур сохраняются, и в этих принципах будем дальше уже обсуждать детали", – заявил вице-премьер Армении Мгер Григорян.
А, значит, перспектива мирного соглашения между Баку и Ереваном осязаема.