Version: 1.0.2

Заявления Путина и Пезешкиана после подписания договора о партнерстве РФ и Ирана

Российский президент в Кремле подписал со своим иранским коллегой договор о стратегическом партнерстве двух стран. Это значит, что Россия и Иран будут еще активнее сотрудничать практически во всех сферах – от обороны и энергетики до экономики и финансов. Что касается последнего, страны, как заявил на пресс-конференции Владимир Путин, сейчас работают над сопряжением платежных систем, по сути, это замена SWIFT. Свой вопрос президентам задал и наш обозреватель Виктор Синеок. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.

С этого момента в отношениях между Россией и Ираном начинается новый этап. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве – теперь основной документ, который регулирует отношения двух стран. В нем прописаны все основные аспекты – от обороны и безопасности до экономики и гуманитарного сотрудничества.

"Одно из важнейших для нас – это торгово-экономическое направление нашего взаимодействия. Мы уже говорили с господином президентом и в узком составе, и в широком. С такой большой страной, как Иран, 85 миллионов человек, конечно, уровень торгово-экономических связей, объем торгово-экономического взаимодействия не отвечает, безусловно, нашим возможностям", – отметил Владимир Путин.

А возможности есть. Это нам подтвердил и российский министр финансов, когда мы спросили про товарооборот между странами.

"Он вырос по итогам прошлого года за 10 месяцев на 16%, но составил катастрофически небольшую сумму – 3,8 миллиарда долларов за 10 месяцев. Абсолютно справедлива постановка вопроса о том, что нам нужно развивать торговлю, взаимные инвестиции. Платежные системы работают устойчиво, расчеты в национальных валютах. Поэтому нет никаких проблем для увеличения нашего товарооборота, о чем говорили президенты, дали такие поручения ведомству", – сказал Антон Силуанов.

Чтобы снять встречу лидеров в Кремле, иранские журналисты выбирали ракурс повыше. Члены российской делегации расписали ручки – готовились конспектировать основные тезисы. Переговоры президентов России и Ирана – большое, в том числе и международное, событие

Это третья встреча Путина и Пезешкиана за последнее время. Место, где проходили переговоры в узком составе, называется "зеленая гостиная". Зеленый в исламе имеет особое значение. Этот цвет есть и на иранском флаге. Делегация гостей решила зайти в зал не заранее, а следом за лидером страны, отчего столкнулась с почетным караулом, но места заняли вовремя.

А потом в Малахитовом фойе места уже быстро заняли журналисты. Заявление для прессы решено было переквалифицировать в пресс-конференцию. По регламенту всего по два вопроса от российской и иранской стороны. Среди них – вопрос "Известий".

– У меня вопрос к обоим лидерам. Уже всем очевидно, что старому миропорядку пришел конец, мир переходит к многополярной модели, переходит непросто. Скажите, как при такой постоянной турбулентности на том же ближнем Востоке можно соблюдать баланс сил?" – спросил Виктор Синенок.

– Опираясь на устав ООН. Вот к этому нужно стремиться. И не подменять Устав ООН какими-то правилами, которых, как я уже тысячу раз сказал, никто не видел. Возврат к пониманию того, ради чего создавалась Организация Объединенных Наций и следование принципам, которые изложены в уставных документах, – это самое главное. Конечно, это сложный инструмент. И я напомню, когда-то, еще в Советском Союзе, нашего министра иностранных дел Громыко называли "господин нет", "мистер ноу". Почему? Ну, потому, что сложно было, тогда очень сложно было согласовывать все вопросы, да еще и в условиях холодной войны. Но для этого ООН и создавалось в свое время – для того, чтобы так искать приемлемые решения, а неприемлемые не реализовывать в жизнь в одностороннем порядке. Кому-то в какой-то момент показалось, что все можно решать в одностороннем порядке и подчинить себе саму ООН, а если не подчиняется, то объявить ее ненужной. А потом, когда возникла необходимость вспоминать о том, что, как и принципы, заложенные в Уставе ООН, нужно вернуться к истокам создания организации и исходить из того, что и малые, и большие страны – все равны. У них есть равные права и нужно к этому относится должным образом. С уважением, – ответил Путин.

– Нельзя двойными стандартами управлять миром. Нет никакой разницы между маленькими и большими странами. Надо соблюдать права абсолютно всех, – заявил Масуд Пезешкиан.

Ситуация на Ближнем Востоке – тоже одна из важных тем переговоров лидеров. В Кремле обсудили и международную безопасность, и совместные проекты. Россия и Иран развивают транспортный коридор "Север – Юг", что позволит развить торговлю. Наши специалисты заканчивают второй блок АЭС "Бушер". Наш корреспондент спросил главу Росатома Алексея Лихачева, когда закончат.

"Это зависит от целого ряда факторов, в том числе и в первую очередь от ритмичного финансирования. Мы не видим никаких технических проблем, поскольку блок ВР-1000 для нас также хорошо известен, как автомат Калашникова. <...> Но вот нынешнее давление, в том числе связанное со сложностью взаиморасчетов, создает, к сожалению, разрывы в финансировании. И это пока несколько относит вправо реализацию проекта "Бушер" в целом. Но, еще раз говорю, мы не видим здесь никаких технических проблем", – сказал Алексей Лихачев.

Это же касается и других проектов. Все, чего удалось добиться внешним давлением – это небольшой сдвиг сроков, но не разрушения связей. Россия и Иран будут только расширять сотрудничество. Отношения выйдут на качественно новый уровень.

Заявления Путина и Пезешкиана после подписания договора о партнерстве РФ и Ирана