"Много говорим о РФ, но мало с ней самой": как в ЕС отреагировали на слова Мэй по "делу Скрипаля"
Сегодня стало понятно: попытку британского премьера Терезы Мэй убедить страны ЕС надавить на Россию по "делу Скрипаля" - коллеги восприняли, мягко говоря, прохладно. Радикальным действиям предпочли осторожную паузу: нужно дождаться результатов анализа проб отравляющего вещества Организацией по запрещению химического оружия, прежде чем выдвигать бездоказательные обвинения против Москвы.
Мэй буквально уговаривала лидеров как можно скорее вслед за Британией начать высылку российских дипломатов из других стран ЕС. Около часа назад Сергей Лавров дал свою оценку действиям Лондона, цитата: "Каждое государство должно само принимать решение, на основе собственного понимания чувства достоинства". По его словам, Великобритания пытается заставить партнеров делать конфронтационные шаги.
На сон у них было всего несколько часов, но Европа не дремлет и во второй день очередного "антироссийского" саммита продолжает лихорадочно "паковать чемоданы". Одни не скрывают улыбок.
"Об этом нужно подумать дома, в Финляндии. Посмотрим, сколько стран отреагируют и каким образом. Какого-то общего решения по этому поводу нет", — сказал премьер-министр Финляндии Юха Сипиля.
Отравление "двойного шпиона" как новый повод показать России спину. Первым на выход приглашается посол всего ЕС. Вот только прозападная пресса ошибочно выдала желаемое за действительное, поспешив назвать это "отзывом".
"Это решение уже принято. Но подчеркиваю: мы не отзываем нашего посла из Москвы. Мы ждем его именно для консультаций", — заявил премьер Нидерландов Марк Рютте.
Разговоры в кулуарах — более решительные. Своих дипломатов готовы действительно отозвать, а российских — выслать Польша, Франция и еще три прибалтийские страны, в которых, как всегда, особенно ярко проявляются приступы политического безумия.
"Мы полностью поддерживаем Великобританию в этой ситуации и те меры, которые она предприняла. Как президент Литвы, я думаю о том же", — заявила литовский лидер Даля Грибаускайте.
На удивление, канцлеру ФРГ удается рядом с ними сохранять хотя бы свою голову "холодной": бегство — отменяется. До окончательных результатов расследования.
"У нас была долгая дискуссия. И признали, что с высокой долей вероятности связь между нападением и Россией есть. Британцы передали данные Организации по запрещению химического оружия. Мы подождем единой оценки. Мы полны решимости отреагировать словами и, в случае необходимости, принять сообща дальнейшие меры", — сказала Меркель.
К такой же "трезвой" оценке призывают и Афины.
"Я думаю, что мы должны выразить нашу солидарность с британским народом, но в то же время мы должны провести расследование и быть очень ответственными в этом вопросе", — отметил премьер Греции Алексис Ципрас.
Так что пока Великобритания наедине со своим политическим "горем", а готовых ее поддержать — меньше половины стран.
Единство давно перестало быть отличительной чертой Евросоюза. Вот и "дело Скрипаля" внесло очередной раскол. Что это вообще за повод такой — всего лишь предполагаемое сведение счетов с предателем, чье "двойное" назначение как будто решено использовать до последнего, уготовив ему на этот раз незавидную роль "сакральной жертвы".
У бельгийского премьера — "санкционное" дежавю, возникшее задолго до Солсбери. При всей корпоративной солидарности с британцами, он тоже этим утром заявил, что не готов к отзыву посла, тем более этого не сделали и сами британцы.
"Внутри ЕС мы много говорим о России, но мало говорим с самой Россией. Сейчас нет постоянного политического канала высокого уровня, чтобы попытаться вместе решать разногласия, а он нужен, чтобы двигаться к снижению эскалации", — заявил премьер Бельгии Шарль Мишель.
Солидарность солидарностью, но идти на поводу у Терезы Мэй сегодня утром отказался и глава Австрии.
"Мы решительно осудили нападение на Скрипаля. Однако российских дипломатов мы не будем высылать из Австрии", — сказал премьер Австрии Себастьян Курц.
Но еще есть целый день саммита — им на размышления. Вся Европа, а британцы и подавно, как никто другой уже знает: ответные меры в виде контрсанкций Москва принимает незамедлительно, давая понять, что Россия нечто большее, чем просто сосед.