Организация североатлантического раздора: НАТО трещит по швам
В Лондон Трамп прибыл из Брюсселя, где участвовал в саммите НАТО. Во время этих переговоров едва заметные трещинки между позициями стран превратились в обширные зияющие прорехи и подчеркнули глубочайший раскол. Эксперты уже называют НАТО Организацией североатлантического «раздора», а не «договора». Италия прямо отказывается выполнять указание Трампа - больше тратить на оборону. Близка к мятежу Франция. Напряжение в блоке возросло настолько, что американский президент отменил несколько двусторонних встреч на полях саммита и сбежал до его формального завершения.
Во второй день новости второй очереди: Украина и Грузия с их желанием стать частью НАТО. Здесь повезло не всем. Генеральный секретарь рассказал только про грузинские перспективы. Но даты вхождения государства в альянс не назвал. Зато уже есть планы расширения военного присутствия в Черном море. «США и Великобритания хотят контролировать все внутренние моря: и Персидский залив, Адриатическое море, и Средиземное, и вот теперь еще и Черное. Которое еще никогда не было под контролем ни США, ни Британии», - считает политолог Робер Стокер.
Беседу о геополитике то и дело прерывает гул пролетающих над Брюсселем военных вертолетов. Словно напоминая, что это саммит военного альянса. Хотя основные вопросы, которые решали страны-участницы, скорее далеки от обороны. Интересует ли Трампа вступление Грузии в альянс? Когда его спросила об этом грузинская журналистка, он вместо ответа начал заигрывать. "Нужна ли Грузии поддержка НАТО?" - спрашивают Трампа. «Грузия? Вы сегодня представляете Грузию?» - переспрашивает он, а получив утвердительный ответ, добавляет: «Вы производите прекрасное впечатление!»
Похоже, внешность журналистки — это единственное, что произвело впечатление на Трампа за эти два дня саммита. Ответы на вопросы журналистов выдавали, что с союзниками договориться не удалось. Президента США по-прежнему волнует "Северный поток-2". Он даже придумал для него термин «трубопровод долларов». «Мы должны разобраться, что делать с трубопроводом, поскольку он идет из России. Никто не поднял этот вопрос, кроме меня», - заявил Трамп.
Но в то же время Трамп надеется подружиться с российским президентом на предстоящих переговорах. «Вопрос не в том, друг он мне или враг. Он мне не враг, но я надеюсь, что когда-нибудь он станет моим другом. Я встречался с Владимиром Путиным всего лишь несколько раз, он был вежлив со мной, а я – вежливым с ним. Мы хорошо ладили друг с другом, вы все это видели. Я надеюсь, что мы с ним снова поладим», – сказал американский президент.
Новые друзья Трампу теперь все нужнее. Со старыми разговора не вышло. К концу этого саммита раскол в альянсе стал все ощутимее. Американский лидер резко поднял ставки. Теперь страны НАТО, по его мнению, должны скидываться не по 2, а по 4 процента ВВП. Естественно, европейцы с этим не согласны. «В целом это был очень интенсивный саммит, саммит самоуверенности. У нас были серьезные обсуждения. Все это поможет понять, насколько нам важно участие в НАТО», - сказала Ангела Меркель.
В этой осторожной формулировке Меркель спрятано разочарование. Об успехах саммита она тоже сказать не может. И вряд ли хочет платить. Сегодня, кстати, появились сообщения, что за отказ от повышения расходов США будут из альянса «выгонять». И вот уже президент Франции хочет поговорить с российским коллегой чуть раньше, чем это сделает американский лидер.
Смотреть на то, как союзники становятся бывшими союзниками, американский президент долго не стал.