Version: 0.1.0

Глупость или конфронтация: Минобороны обвинило Израиль в крушении Ил-20

Вчера в иранском городе Ахваз во время военного парада группа террористов открыла стрельбу по военным и зрителям. Убиты 29 человек. Около 60 — ранены. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил: террористы получили помощь от иностранной державы с Ближнего Востока и американцев. Казалось бы, это стандартное обвинение со стороны Ирана. Но действительно — странная закономерность. Как только три основных игрока в Сирии — Россия, Турция и Иран — договариваются о каких-то важных шагах по урегулированию конфликта в регионе, тут же случаются неожиданные трагедии

Мы все помним, как в ноябре 2015 года турецкие летчики сбили наш Су-24. Как потом стало известно, в этот момент Путин вел крайне чувствительные переговоры с Эрдоганом, вероятнее всего по курдскому вопросу. Прошло немного времени, и уже в Турции — попытка государственного переворота. В этот понедельник встречаются Путин и Эрдоган по Идлибу, и уже вечером огнем сирийской ПВО сбит российский самолет-разведчик Ил-20. Причем спровоцировали ситуацию израильские истребители. А теперь — теракт на параде в иранском Ахвазе. Цепь совпадений?

Официальная реакция России на гибель Ил-20 показывает, что случайным было попадание ракеты ПВО в самолет. Но сама ситуация, которая привела к этому, — не случайна. В воскресенье Министерство обороны в специальном заявлении возложило вину за трагедию с Ил-20 на Израиль. Отношения СССР с Израилем были, мягко говоря, напряженными. Но за последние 20 лет российские власти сумели их наладить и расширить. Поэтому нынешняя ситуация и выглядит то ли как глупость, то ли как возвращение к конфронтации.

17 сентября. 22 часа по московскому времени. Ил-20 уже зашел на посадку в Сирии, 15 летчиков готовились доложить на земле: боевую задачу выполнили. Через три минуты самолет поразила ракета. На глазах пилота израильского F-16, который решил: экипаж российского разведчика домой не вернется.

У российской группировки в Сирии довольно мощные радиолокационные возможности. Это и радары ПВО, и корабельные локаторы, и гражданские установки. Так что контроль воздуха над арабской республикой практически полный. Вот так выглядела обстановка на момент звонка израильского офицера российскому коллеге с сообщением о готовящейся атаке. На часах почти 21:39. Ил-20 еще над Идлибом, а вот "четверка" F-16 подходила к сирийскому побережью со стороны Кипра.

"Представитель штаба ВВС Израиля сообщила, что цели, по которым планирует нанести удары авиация, находятся на севере Сирии. Разговор велся на русском языке. Минобороны России имеет запись этого разговора", — заявил официальный представитель МО РФ Игорь Конашенков.

Экипаж Ил-20 сразу получил приказ уходить из опасной зоны — он как раз находился на севере страны. Точнее полковник израильской армии район работы своих ВВС не обозначил. В 21:40, через минуту после звонка, в окрестностях Латакии на алюминиевом заводе прогремели взрывы.

Только вот этот завод находился практически в самой западной точке страны, а не на севере. После удара все четыре израильских самолета вернулись в зону дежурства над Средиземным морем — примерно в 70 км от сирийского берега. В 21:51 начали работать сирийские ПВО. Так как расстояние значительное, в ход вступили С-200. Но система довольно старая, и современный истребитель вполне может уйти от ракеты. В 21:59 один из F-16 пошел на сближение с Ил-20, заходящим на посадку.

Израильский пилот не мог не понимать, что эффективная отражающая поверхность самолета Ил-20 значительно превышает аналогичную поверхность F-16 и именно российский самолет окажется предпочтительной целью для зенитной ракеты.

Так и произошло. Самолет был сбит. Погибли все члены экипажа — 15 человек.

Судя по всему, полная картина трагедии у России была сразу. Оставалось лишь уточнить некоторые детали и особенно — понять позицию Израиля. Потому что до того, как о случившемся высказался президент России, в Тель-Авиве молчали.

"Безусловно, мы должны в этом серьезно разобраться, а наше отношение к этому изложено в заявлении Минобороны РФ, которое со мной полностью согласовано. Что касается ответных действий, то они будут направлены прежде всего на допобеспечение безопасности наших военнослужащих, наших объектов в САР и это будут такие шаги, которые заметят все", — сказал Владимир Путин.

Похоже, посекундный разбор ситуации и реконструкцию событий показали и прибывшему в Россию по поручению Биньямина Нетаньяху главкому ВВС Израиля Норкину. Но после того, как он высказал свою версию произошедшего. По словам израильской стороны, на момент трагедии все четыре F-16 якобы находились рядом со своим аэродромом.

"В 22:29 дежурный офицер командования российской группировки в Сирии довел до израильского офицера на командном пункте военно-воздушных сил, что российский самолет Ил-20 терпит бедствие: "Требуем увести ваши средства из данного района, так как мы задействуем спасательные средства". Израильский офицер в звании лейтенанта ответил: "Информацию принял, доведу до командования", — рассказал официальный представитель МО РФ Игорь Конашенков.

Этот разговор состоялся через 26 минут после того, как ракета поразила Ил-20. И только в 22:40 все четыре F-16 ушли из зоны. Это прекрасно видно на карте и из данных объективного контроля. То есть, вопреки заявлениям Израиля, истребители никуда от берегов Сирии не улетали. И к тому же нарушили договор между странами.

После старта ракеты шансов у Ил-20 уже не было. Самолет хоть и не из современных, но крайне надежный. К тому же сделан он на базе пассажирского Ил-18 и на противодействие ПВО просто не рассчитан. Сказались еще и особенности работы системы С-200. Цель захватывается еще на земле, большой станцией подсветки, вводится в электронику ракеты и уже потом — запуск. Если в процессе полета цель потеряна — ракета не взрывается, а продолжает работать.

В какой-то момент российский самолет оказался на линии огня сирийских ПВО. Между ракетной установкой и истребителем. И маневр F-16 выглядел как очередной заход на атаку. При этом на израильском самолете неплохой радар и российский Ил-20 на нем был виден прекрасно. А вот с земли, особенно изнутри комплекса ПВО, выпущенного почти 40 лет назад, такую информацию получить трудно.

С-300, причем самый современный, модификации ПМУ-2, Сирия могла получить еще восемь лет назад. Был заключен контракт с Ростехом на поставку четырех дивизионов, то есть для полной замены С-200. Сирийцы даже внесли предоплату — 400 млн долларов. Но именно по просьбе Израиля контракт был разорван, а деньги вернулись в Сирию.

Несмотря на репутационные и финансовые потери, наша страна пошла навстречу Израилю. Власти государства шаг оценили, а вот военные просто приняли его как данность. Которая ни к чему не обязывает и нарушать правила и договоренности не мешает.

В целом, так как в Израиле война идет постоянно — она никогда не прекращалась, меняется только конкретный фронт и конкретный противник, — к этим нарушениям относятся как к военной необходимости, не из какой-то наглости или права сильного или чего-то другого. Это практическая военная необходимость.

Но в большинстве случаев трагедии удавалось избежать. Хотя по большей части только потому, что российская группировка вовремя предупреждала все стороны сирийского конфликта о своей работе. Больше того, именно при непосредственном участии России с Голанских высот были отведены проиранские формирования, которые так беспокоили Израиль.

Районы, расположенные в непосредственной близости от Израиля, покинули больше 1000 человек, было вывезено 24 установки залпового огня и почти 150 единиц техники.

Зная о готовности России помочь, Израиль попросил содействия при поиске и вывозе останков своих военных с территории Сирии. В ходе поисков бойцов российского спецподразделения атаковали боевики ИГИЛ (организация запрещена в РФ), один из военных был ранен, но задачу группа выполнила. За два года до этого Биньямин Нетаньяху лично присутствовал при передаче Израилю танка "Магах-3", захваченного в Ливане еще в 1982 году. Но, несмотря на тесные межгосударственные отношения, за все время сирийской кампании Израиль по военной линии лишь 25 раз предупредил о готовящихся ударах по арабской республике. С российской стороны подобные сигналы отправлялись больше 300 раз.

Неизвестно, каких трудов стоило Минобороны России договориться с сирийской стороной о сохранении иудейских святынь и захоронений в Алеппо. И это во время тяжелейшего сражения за город.

Такое впечатление, что власти Израиля и армия живут в разных измерениях. При тесных контактах на всех уровнях — даже получение российских пенсий эмигрировавшими в Израиль людьми, а их больше 100 тысяч, максимально упрощено — военные чиновники руководствуются только сиюминутной выгодой. И допускают откровенную враждебность, по крайней мере в случае с Ил-20.

Судя по всему, данные, которые привез в Москву главком ВВС Израиля Норкин, значительно отличаются от того, что было на самом деле. Получается, либо израильские власти не ценят уровень сотрудничества с Россией, либо для ЦАХАЛ международные отношения ничего не значат. По-другому объяснить гибель 15 российских военных по воле летчиков ВВС Израиля невозможно.

Глупость или конфронтация: Минобороны обвинило Израиль в крушении Ил-20