Четырехсторонняя встреча в Стамбуле: итоги саммита по Сирии
В субботу в Стамбуле встретились делегации из России, Турции, Германии и Франции. Во главе с лидерами стран. Это первая встреча в таком формате. Тему заявили сразу – восстановление Сирии, политическое урегулирование и взаимодействие с Западом. Но смотрим на состав стран-участников и понимаем – темы там будут совсем другие.
Если Россия и Турция действительно определяют повестку по Сирии, то при чем тут Германия? Да и Франция, которая ограничивается робкими действиями в составе американской коалиции, но сама вовсе не самостоятельный игрок в этой стране.
Но вот если Меркель и Макрон приехали, чтобы обсуждать болезненную тему беженцев из Сирии, тогда расклад становится понятней. Они уже пытались договориться с Эрдоганом в 2016 году. Евросоюз даже согласился на выплаты Турции в размере шести миллиардов евро за сдерживание потока мигрантов. Но Эрдоган захотел еще и немедленного вступления своей страны в Евросоюз, на что Брюссель пойти не мог. И, похоже, мы видим второй тур переговоров по беженцам, что со стороны Меркель логично: ее рейтинг падает в том числе на фоне скандальной политики по приему миллионов мигрантов с Ближнего Востока и Северной Африки. Рейтинг Макрона также невысок, и он пытается поднять его внешнеполитическими методами, играя в великого мирового лидера.
Вот в такой конфигурации все становится понятным. И участие Путина в этом квартете - Меркель и Макрон надеются на его помощь при переговорах. Но переговорах о чем? Ни Франция, ни Германия не собираются вкладывать средства в восстановление Сирии. А значит, дело, вероятно, в том, что Меркель решила наконец выдворить часть сирийских беженцев на родину, но без ущерба для своего имиджа сделать этого не может. И готовит почву - мол, теперь в Сирии все хорошо, добро пожаловать дорогие сирийцы в автозаки, которые отвезут вас на вокзал. Но официально такая договоренность вряд ли прозвучит - ее надо искать между строк официальных заявлений.
Еще до начала 4-сторонней встречи по Сирии уже говорили: сам состав участников – это прорыв. За одним столом собрались Владимир Путин, Реджеп Эрдоган, Ангела Меркель и Эммануэль Макрон.
Подготовка к саммиту проводилась - по крайней мере именно такое впечатление сложилось по прилете в Стамбул - очень скрытно. Известно было лишь, что разговор пойдет о Сирии. Но деталей – почти никаких.
Еще несколько лет назад, когда еще никто не мог подумать, что в Сирии даже теоретически когда-то будет спокойно, именно турецкие проливы Босфор и Дарданеллы стали последним препятствием на пути беженцев в Европу. Теперь же ситуация обратная. Та же Германия с удовольствием бы избавилась от пары сотен тысяч мигрантов, но путь обратно в Сирию опять лежит через Турцию и те же Босфор и Дарданеллы.
Первой в Стамбул прибыла именно Ангела Меркель. После скромной встречи в аэропорту она направилась во дворец Вахдеттин. И успела провести короткие переговоры с турецким коллегой, пока несравненно более представительная делегация встречала у трапа самолета Владимира Путина.
Турецкие политики уверяют – вообще-то Эрдоган звал в Стамбул только президента России и Канцлера Германии. А Макрон, как участник переговоров, добавился позже.
"Раньше проводились встречи в ЕС по сирийскому вопросу, но в первый раз по инициативе Эрдогана представители четырех государств встречаются с основной целью обеспечения мира в Сирии и прекращения огня. Однако это совсем не легкая задача, потому как в данной ситуации отсутствуют два важных игрока - Америка и Иран", - говорит Надир Девлет, профессор политических наук и международных отношений университета Аюдин.
Впрочем, по сообщениям французской прессы, перед вылетом Эммануэль Макрон поговорил по телефону с Дональдом Трампом. И за считанные часы до начала саммита позвонил Владимиру Путину. Очевидно для президента Франции участие в подобных переговорах чрезвычайно важно.
"К сожалению, Франция поддерживала оппозицию в Сирии, даже поставляла туда оружие, которое рикошетом попадало в руки террористов. Стало ясно, что мы ошиблись противником. А видя успехи России в Сирии и в то же время атаки террористов на Францию, Макрон понемногу начал признавать эту ошибку", - говорит политолог Дамьен Ламперёр.
"В данный момент французы, Макрон пытается играть важную роль, но, к сожалению для французов, они уже не на переднем плане. На переднем плане Россия, Иран, Турция", - считает политолог Семен Багдасаров.
Около 3 часов переговоры шли за закрытыми дверьми. Никаких подробностей – вплоть до окончания саммита.
"Сирийский конфликт превратился в глобальную проблему потому, что мировое сообщество не считало проблему глобальной. На протяжении долгого периода вся тяжесть сирийского конфликта легла на плечи соседних стран и самой Сирии", - заявил Эрдоган.
Но ясность в итоги переговоров внес все же не хозяин встречи, Реджеп Эрдоган, а президент России Владимир Путин.
"Все участники встречи согласны в главном: добиться долгосрочной стабильности в Сирии можно исключительно политико-дипломатическими средствами. При строгом соблюдении принципов единства, суверенитета и территориальной целостности арабской республики. При этом сами сирийцы должны определять будущее своей страны... Благоприятные условия для этого созданы благодаря работе в астанинском формате, при активной работе России, Турции и Ирана. От террористов освобождена большая часть территории Сирии", - заявил Путин.
К слову, астанинский формат переговоров и особенно итоги сирийского конгресса в Сочи, так или иначе, вспоминали все без исключения лидеры. Все-таки именно эти процессы – единственное, что смогло объединить и официальный Дамаск, и оппозицию. Но, кажется, главное для Европы все же не столько политическое урегулирование, сколько беженцы.
Судя по всему, большую часть из 3-часового разговора заняло объяснения позиции России и Турции. Особенно по проблеме Идлиба, где пока не получилось создать зону деэскалации. Работа продолжается. В то же время Владимир Путин особо подчеркнул: провокации в этом регионе без ответа не останутся.
"В случае, если радикальные элементы будут препятствовать этой задаче, будут совершать вооруженные провокации из идлибской зоны, Россия оставляет за собой право оказать действенную поддержку решительным действиям сирийского правительства по ликвидации этого очага террористической угрозы", - заявил он.
Даже несмотря на то, что три страны из четырех состоят в блоке НАТО, позиции по сирийскому вопросу у всех разные. России нужна глобальная безопасность. Турция стремится поскорее погасить огонь войны на своих границах. Франция пытается вернуться в большую политику, а Германия озабочена гуманитарной стороной вопроса. Кстати, уже после окончания саммита Ангела Меркель попыталась перейти на русский.
"О, сибирское!" - сказала она, глядя на Владимира Путина, накинувшего пальто.
Пальто, конечно, не сибирское, но этот простой вопрос – как наглядный пример еще одного итога саммита. Европа как минимум готова договариваться. Без оглядки на Вашингтон.