Все для сдерживания РФ: как НАТО подталкивает Украину и Грузию в "геополитическую дыру"
То, что несколько кораблей НАТО вошли на прошлой неделе в Черное море, не так страшно — они участвуют в учениях с ВМС Грузии и Украины. Мероприятие официальное, передвижения и действия понятны.
Но вот на этой неделе в рамках празднования 70-летия НАТО высшие чиновники этой организации заявляют: альянс хочет обеспечить беспрепятственный проход по Черному морю. Казалось бы, хотеть не вредно, но как ты обеспечишь, если там наш Черноморский флот и непотопляемый авианосец под названием "Крым" — с новейшим вооружением: дивизионами батарей "Бал" и "Бастион-П", с уникальной подземной ракетной батареей "Утес"? А крымская ПВО: "Бук-М2", "Бук-М3", "Оса", "Панцирь-С" и С-400? Про авиацию и не говорим даже. И напоследок: в состав Черноморского флота входят фрегаты "Адмирал Эссен", "Адмирал Григорович", вооруженные крылатыми ракетами морского базирования "Калибр". Как с ними? Плюс Конвенция Монтре от 1936 года, согласно которой Турция пропускает иностранные военные корабли строго дозированно? Зачем вообще делать все эти бессмысленные заявления? Трудно заподозрить, что тот же Йенс Столтенберг, руководитель НАТО, просто ляпнул не подумав, а потом министры иностранных дел стран НАТО, также не подумав, приняли планы по расширению своего влияния в Черном море.
Сначала давайте посмотрим на общую картину нынешней ситуации, а потом попробуем понять, отчего все эти игры в Черном море.
Свыше триллиона долларов на оборонные расходы — почти ¾ общемирового показателя. Больше 3 миллионов человек под командованием, огромный флот и авиапарк. НАТО может себя по праву называть сильнейшим военным объединением за всю историю человечества.
Довольно крупная группа кораблей из Канады, Голландии и Испании, не говоря о черноморских Румынии, Болгарии и Турции, собралась на учения. Никто не скрывает, хотя и не говорит прямо — в поддержку Украины и частично Грузии. У последней, кстати, ВМФ как таковых вообще нет. После конфликта с Южной Осетией его упразднили — в море выходить не на чем. С морскими силами Украины ситуация не лучше. Основа — это катера проекта "Гюрза". Два из них задержаны в Крыму за нарушение границы.
Впрочем, все боевые корабли Украины — те, которые в строю — по тоннажу уступают даже одному голландскому фрегату. То есть пользы от них немного. И если уж совсем откинуть политес, командование НАТО будто заявляет: нас не устраивает поведение России, поэтому мы здесь, помогаем Грузии и Украине.
В это же время, по непредсказуемому стечению обстоятельств, Черноморский флот России как раз тренировался в ракетных стрельбах. Задача — поразить мишень, имитирующую отряд кораблей противника.
Натовские адмиралы могли бы увидеть в этом ответ на свои учения, мол, Россия знает, что вам не нравится, и нам тоже многое не нравится. Но на самом деле это всего лишь курс подготовки экипажей — к стрельбе ракетами "Москит".
"На данный момент корабль вышел в море для выполнения ракетной стрельбы, что является завершающим этапом обучения в зимнем периоде", — утверждает командир ракетного катера Р-60 Черноморского флота капитан-лейтенант Дмитрий Тощанов.
Что касается маневров НАТО, то в них участвуют ВМФ и Болгарии, и Румынии. Оба флота не первой свежести и состоят в основном из кораблей, переданных либо СССР, либо европейскими странами. И, конечно, есть турецкие корабли. Анкара вообще для НАТО намного важнее, чем НАТО для Анкары. Варшавского блока больше нет, с Россией — вполне деловые отношения, и в то же время Турция — ключ ко всему Черноморскому региону.
Мало того что сухопутная армия страны вообще вторая по численности во всем альянсе, так еще и турецкий флот — один из самых крупных в регионе. Плюс Анкара имеет влияние почти на все страны Ближнего Востока, так или иначе участвует в кампаниях в Сирии и Ираке, дружит с Катаром, а Стамбул, точнее Босфор и Дарданеллы, — единственный способ попасть в Черное море. И Конвенция Монтре, принятая еще в далеком 36-м году, сейчас — пропуск для американских, канадских и прочих кораблей через проливы, но может стать и проблемой.
"Несмотря на то что Турция — член НАТО, Анкара и Москва — два главных игрока в балансе сил на Черном море. Обеим сторонам выгодно сохранить Монтре. Но Америка не является стороной этого договора и желает нарушить его", — заявляет член комитета по безопасности и внешней политике при президенте Турции Месут Хаккы Джашын.
Разногласия между союзниками уже подошли к критической отметке. США впервые официально заявили, что Турция может потерять членство в НАТО.
"Турция должна выбрать — остаться в самом успешном альянсе в истории или рисковать безопасностью, принимая безрассудные решения", — заявил вице-президент США Майк Пенс.
Угрозы исключить Турцию из НАТО — результат многомесячного возмущения американцев, как это Анкара посмела приобрести российские С-400 вместо "Патриотов". США уже заявили: поставки F-35 приостановлены.
Первоначальное создание самолетов финансировали не только американцы, а сразу несколько стран. И на долю Турции приходится около 3%. Но дело даже не в этом. Производственные цепочки, необходимые для выпуска F-35, разбросаны по всем государствам — участникам проекта. Как бы то ни было, цифры здесь неизвестны, но если США откажутся поставлять Анкаре истребители, то это может плохо повлиять вообще на всю программу.
Впрочем, уже и Германия с Францией участвовать во всех авантюрах США под эгидой НАТО давно не торопятся. Тем более что альянс старается решать совершенно непрофильные для него проблемы.
В 49-м это был исключительно военный союз в противовес СССР. Уже через три года в НАТО вступили Греция и Турция, закрыв Советам выход в Средиземное море. Чуть больше времени ушло на то, чтобы втянуть в объединения Германию — ФРГ. Еще почти 30 лет, и Испания стала 16-й страной альянса. В 99-м НАТО стало безраздельно властвовать в Европе. Только вот Варшавский договор уже канул в Лету.
И с тех пор в Североатлантический альянс стали брать тех, кто сколько-нибудь ощутимого вклада внести вообще не мог. Например, Прибалтика. Вся их ценность только в том, что можно, ни на кого не оглядываясь, использовать территорию и воздушное пространство. Расходы легли на плечи крупных участников НАТО. Альянс из военного объединения превратился в политическое.
Да, во главе стоят адмиралы и генералы, а вот генсеки уже давно не военные. И абсолютное большинство их заявлений должны бы звучать из уст министров иностранных дел.
Конечно, альянс пока остается сильнейшим в военном плане объединением планеты. Ему по силам, что называется, бомбить среднюю по размерам страну, как это произошло, например, с Ливией. Недаром же Майк Пенс, ставя ультиматум Турции на фоне учений в Черном море, называет НАТО самым успешным альянсом, совершенно забывая слово "оборонительный".