Version: 1.0.2

"Надеюсь, Джон на меня не обидится": Лавров рассказал о природе американских санкций

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) дал РБК интервью, в котором ответил на вопрос, могут ли российские компании и бизнесмены рассчитывать на помощь МИД РФ в борьбе с западными антироссийскими санкциями.

По словам Лаврова, в условиях санкций, которые стали визитной карточкой американской администрации и целого ряда западных государств и стран Европейского союза, российская сторона вынуждена отвечать.

"И продолжим это делать так, чтобы себе не навредить, — ущерб для всех очевиден, в том числе для американских компаний и компаний тех европейских стран, правительства которых прибегают к этим санкциям. Но, несмотря на все трудности, компании работают и стараются искать возможности, которые не перекрываются противоправными действиями своих правительств", — сказал Лавров.

Глава дипломатического ведомства отметил, что МИД старается оказывать поддержку российским компаниям: "Мы стремимся помогать нашим компаниям в тех формах, в которых они считают возможным запросить помощь российских властей. Олег Дерипаска выбрал правовой путь — обратился в суд в рамках американской правовой системы. У него есть адвокаты. Это абсолютно правовые методы и позиция. Не знаю, насколько удачным будет итог. Американская судебная система не раз доказывала свою специфику".

Сергей Лавров отметил, что есть российские бизнесмены, которые хотят отстаивать свои права в различных судебных инстанциях, есть те, кто готов искать сделки с американским правосудием.

"Мы тут совсем не одиноки. Эта практика использовалась задолго до ухудшения отношений между Российской Федерацией и США еще при Бараке Обаме. Парижский банк "БНП Париба" был оштрафован на 12 млрд долл. США за то, что, не нарушая никаких законов своей страны и международных правил, торговал с Ираном. Просто американцам показалось это неверным, учитывая, что они объявили санкции против Ирана. Сторговались с 12 до 9 млрд долл. США. Такие же примеры есть в отношении немецкого бизнеса", — сказал министр. Он напомнил, что антироссийские санкции были введены после того, как жители Крыма проголосовали за возвращение в состав Российской Федерации.

Сергей Лавров рассказал, что по этому поводу ему говорил бывший госсекретарь США Джон Керри: "Не открою большого секрета, в апреле 2014 года мне об этом говорил бывший госсекретарь США Джон Керри: "Все понятно. Все произошло так, как хотел крымский народ. Но для порядка проведите еще один референдум". С какой стати? Если вам все понятно, зачем еще раз гонять людей на какое-то голосование? Надеюсь, Джон на меня не обидится. Он тоже опубликовал в своих мемуарах некоторые секреты из наших с ним разговоров".

По словам Лаврова, в условиях, когда американский доллар имеет такое влияние в мировой экономике, большинство неамериканских компаний вынуждены идти на компромиссы, так как они не хотят потерять немедленно какую-то часть бизнеса. Правительство этих государств вынуждено принимать это во внимание.

"Правительства соответствующих стран вынуждены принимать это во внимание и пытаться договариваться с американцами, чтобы создать политические рамки для решения текущих сиюминутных вопросов, вызванных американской экономический агрессией, — будем называть вещи своими именами", — заявил Сергей Лавров.

Министр сказал, что сейчас уже запущен мыслительный процесс относительного того, как отвязаться от американского доллара и создать систему, независимую от капризов американской администрации: "От ее манер в том, что касается ведения экономических отношений в мире, и от того, чтобы превращаться в инструмент внутриполитической борьбы в США".

Лавров считает, что цели санкций — наказать Российскую Федерацию за ее независимую внешнюю политику, создать недобросовестную конкуренцию и попытаться повысить свою конкурентоспособность путем санкционного давления.

"Третья, более глобальная причина — это понимание необратимости процессов формирования полицентричного миропорядка, где гораздо больше, чем одно или два государства, имеют очень сильное влияние на мировую экономику и политику. Это понимание выражается не в стремлении наладить новые формы функционирования миропорядка с наличием многих, а не двух или одного полюса. Оно проявляется в стремлении затормозить эти процессы, чему тоже служит санкционное давление. Ведь санкции применяются и против Китая. Если также отнести к санкциям повышение тарифов, то я не знаю, какая мало-мальски значимая страна на планете не является сейчас объектом американских санкций", — объяснил Сергей Лавров.

Министр отметил, что в Петербургском международном экономическом форуме традиционно участвуют тысячи предпринимателей из стран Запада, а американская делегация второй год подряд — самая большая группа — более 500 человек. Это при том, что правительственные представители отказались от участия.

"Путем прямых контактов между собой предприниматели наиболее эффективно и профессионально ищут те возможности, которые существуют в нынешних непростых условиях", — пояснил Лавров.

XXIII Петербургский международный экономический форум пройдет 6–8 июня.

"Надеюсь, Джон на меня не обидится": Лавров рассказал о природе американских санкций