Version: 0.1.0

Восьмерка, объединившая полмира: как саммит ШОС стал "щитом" от санкций

Саммит ШОС в Бишкеке и совещание по взаимодействию и мерам доверия в Душанбе. Оба — часть масштабного азиатского диалога. В Киргизии говорили о противостоянии общим угрозам. В Таджикистане — обсуждали сотрудничество.

Шанс на участие в саммите здесь был абсолютно у всех. Вот, например, в этом, одном из самых красивых залов, который называется "Дидор", что переводится как "Встреча", среди остальных флагов поставили и американский. Правда, в самом конце, с краю, чтобы, если что, его можно было быстро убрать. То есть на случай, если одна из стран-наблюдателей, США, от участия откажется. Но посол Штатов все-таки прибыл. И вот эти слова ему наверняка запомнятся.

"В мире разгораются настоящие торговые войны, к сожалению. Фактически идут бои без правил с запугиванием и устранением конкурентов нерыночными методами. И сейчас как никогда востребованы наши коллективные усилия, чтобы найти выход из этой ситуации", — заявил президент России Владимир Путин.

В эти "бои без правил" втянут чуть ли не каждый участник этого двухдневнего азиатского разговора. Под санкциями Россия, Китай. К торговой войне против Ирана Штаты склоняют и Европу, и весь мир. Свои обязательства по ядерной сделке американцы выполнять перестали давно.

"Выход Соединенных Штатов Америки из Совместного всеобъемлющего плана действий — напомню, он был единогласно утвержден Советом Безопасности ООН в 2015 году — не только дестабилизирует обстановку в регионе, но и способен подорвать режим нераспространения ядерного оружия", — отметил российский лидер.

"Иран прекращает соблюдать часть взятых на себя обязательств", — отметил президент Ирана Хасан Роухани.

Что Совет по взаимодействию и мерам доверия в Азии, что саммит ШОС — площадки уникальные. В ту же Организацию шанхайского сотрудничества входят страны, в которых живет половина всего населения планеты. Да и состав участников ШОС уникален. Именно здесь встретились лидеры Индии и Пакистана — впервые после вооруженного столкновения стран в феврале этого года.

Началось все с нападения смертника на колонну индийских войск. Погибло 45 полицейских. Затем Индия провела воздушную атаку на лагерь боевиков на территории Пакистана. Обстановка на границе резко обострилась.

Военные самолеты Пакистана вторглись в воздушное пространство Индии. Каждая из сторон заявила как минимум об одном сбитом истребителе. Но общие данные о потерях разошлись. Индийского пилота взяли в плен. Начались столкновения с использованием стрелкового оружия и минометов. Военно-морской флот Индии был приведен в состояние боевой готовности. Противостояние опасно: оба государства обладают ядерным оружием. Активного диалога еще нет, но лидеры сидели за одним столом и даже почти рядом. Их конфликт пока не коснулся соседей, а вот сложная ситуация в Афганистане вредит всем.

Без стабильности в Афганистане, без прекращения наркотрафика из этой страны невозможны и крупные инфраструктурные проекты. Например, прокладка газопровода в Пакистан и Индию, которая не раз обсуждалась, но пока так и остается далекой перспективой.

Есть то, что волнует абсолютно всех участников и наблюдателей. Международный терроризм.

Но вот в Сирии победить террористов удалось. Хотя и там остаются проблемные регионы.

"Под контроль Дамаска вернулась большая часть территорий страны. Продвигается процесс политического урегулирования, идет работа над формированием Конституционного комитета. Сейчас первоочередная задача — обеспечить полную ликвидацию сохраняющихся в Сирии террористических очагов, прежде всего в Идлибе", — заявил Владимир Путин.

C 12 июня 2019 года на территории Идлибской зоны деэскалации при посредничестве России и Турции был установлен режим тишины. Но часть радикальных группировок продолжила артобстрелы. Под удар попал наблюдательный пост турецкой армии. По просьбе турецкой стороны ВКС России уничтожили крупные скопления боевиков и позиции полевой артиллерии.

Возможно, именно ситуацию в Идлибе обсуждали президент Путин и президент Эрдоган перед началом саммита. За разговором следили и министры иностранных дел стран, и глава Минобороны России. Но встреча лидеров была посвящена не только безопасности.

"Наш регион является локомотивом глобального роста. Здесь расположены крупные промышленные и технологические центры, сосредоточены мощные финансовые, людские, интеллектуальные ресурсы. В совокупности все это дает региону уникальные конкурентные преимущества, и такими преимуществами надо пользоваться", — отметил российский президент.

У всех стран общие экономические проблемы. Под санкциями, так или иначе, находятся, например, почти все члены и наблюдатели ШОС. Тут и торговые войны двух самых крупных экономик мира — Китая и США, — и взаимная холодность отношений Китая и Индии, и введенные после пограничного конфликта крупные пошлины между Индией и Пакистаном. А еще есть нефтяное эмбарго в отношении Ирана, который так же, как и Пакистан, находится на главном мировом пути продажи нефти — из Персидского залива по всему миру. Под давлением санкций и наша страна, а значит, проблемы есть у того же Таджикистана: около трети его ВВП — это переводы денег трудовых мигрантов из России домой.

Но страна активно развивает сельское хозяйство. Урожаи фруктов и ягод здесь снимают по 3–4 раза в год. Особенно гордятся гранатами.

"Есть такое намерение — сотрудничество строительства крупного логистического центра в Таджикистане для экспорта только в РФ", — отметила замминистра сельского хозяйства Таджикистана Джамиля Саидова.

С другими азиатскими странами у России иные проекты. Самые успешные — в энергетике. Специалисты Росатома в Индии строят вторую и третью очередь АЭС Куданкулам. В Иране первый блок АЭС Бушер запущен. Идут работы на площадке второй очереди.

Все это очень сложные задачи и из-за внешнего давления тоже. США, например, заставляли Индию отказаться от российской станции. Они ведь умеют строить свои, американские. Такая прямолинейность в Азии не проходит. Здесь действуют тоньше, чтобы получить нужный результат.

Восьмерка, объединившая полмира: как саммит ШОС стал "щитом" от санкций