Version: 1.0.2

Дружба с Китаем и Сирия: о чем говорил Путин в Сочи

Мировая безопасность, глобальные угрозы, сохранение миропорядка и растущая роль Азии стали ключевыми темами на заседании клуба "Валдай".

Выступая на заседании, Владимир Путин отметил, что нарушение международного права чревато глобальными катастрофами практически для всего человечества. При этом он подчеркнул, что Россия полностью выполняет свои обязанности по сохранению стабильности в мире.

Они прощались уже ближе к полуночи. Владимир Путин лично провожал своих высоких гостей. Пятерка лидеров весь день дискутировала о будущем Большого Востока. Один на один. В кругу политических теоретиков. И даже за бокалом шампанского.

Но в центре внимания – программная речь российского лидера. На заседании дискуссионного клуба "Валдай" он дает понять: за востоком будущее всего мира.

"Сегодня очевидно, что глобальные проблемы без Азии невозможно решить. По инерции можно это делать, но легитимность и ценность таких решений сомнительна", — заявил Путин.

В сочинских горах примерно о том и говорили последние три дня. Валдайский клуб собрал десятки политологов, академиков и бывших политиков со всего мира.

Приезд высоких гостей на заседание клуба "Валдай" – это как переход от политической теории к практике. Участники дискуссионной площадки к этому времени же успели поставить миру свой диагноз: мы живем в эпоху управляемой анархии. Но только главы государств могут сказать, насколько это опасно.

Ведь те же валдайские мудрецы подвели печальный итог прежнему миропорядку. Его больше просто нет. Путин с этим скорее соглашается.

"Мы вступаем в период, когда мирового порядка не будет. Такой сценарий возможен, но он таит в себе много угроз. Как бы сложно ни выстраивались отношения, но надеемся, что мировой порядок будет сохраняться", — считает глава государства.

Но есть и другой путь, говорит российский президент. И тут же представляет новые контуры восточной архитектуры. Четыре года назад именно в этом зале его спрашивали: зачем России вмешиваться в сирийский конфликт? Сегодня таких вопросов больше не возникает.

Путин уверен: точно таким же образом можно разрешить палестино-израильский конфликт. Разобраться с иранской ядерной программой. Коллективно прийти к миру в Персидском заливе. Об этом говорит наш личный опыт. Россия прошла тернистый путь со множеством конфликтов и противоречий.

О величии России говорил Касым-Жомарт Токаев. А Родриго Дутерте успел подготовиться к нашим знаменитым морозам. На сцену вышел в сапогах. Разогревал зал длинными речами. Цитировал русскую классику.

"Лев Толстой писал: все счастливые семьи счастливы одинаково, все несчастливые семьи несчастливы по-своему. То же самое можно сказать и о странах. Так называемые друзья начинают вести себя так, как будто они знают решение всех проблем", — подчеркнул президент Филиппин Родриго Дутерте.

Намекал Дутерте, конечно, на Вашингтон. У Путина опять спросили про опасность ядерной войны. США не только вышли из Договора о нераспространении ракет средней и меньшей дальности. Они успели испытать новое оружие, противоречащее этому договору.

"Мы все всегда одинаково близки к Господу, и он определит, где нам находиться. Мы не будем размещать ракеты, если они у нас появятся, наземного базирования средней дальности в тех регионах, пока там не появятся системы американского производства. Ну сказал раз пять, никто не реагирует, ни в США не отреагировали, ни в Европе. Как будто оглохли, не слышат. Здесь же много специалистов, я думаю, что вам лишний раз объяснять не нужно. Раз, два, пять сказал – никакой реакции. Ну потом вдруг услышали от американских военных, что первый шаг в этом направлении будет сделан как раз в Азии. Ну, она нас затрагивает", — подчеркнул Путин.

Тут вполне логично вспомнили про Китай. Между Пекином и Вашингтоном – торговые войны. Между Москвой и Пекином – самые теплые связи за последние 70 лет. Мы умеем взаимовыгодно сотрудничать.

"Не знаю, большой тайны не открою. Все равно это станет ясно. Мы сейчас помогаем нашим китайским партнерам создать систему СПРН. Систему предупреждения ракетного нападения. Это очень серьезная вещь, которая капитальным, кардинальным образом повысит обороноспособность Китайской народной республики. Сейчас такую систему имеют только США и Россия. Мы не дружим и не работаем вместе против кого бы то ни было. Мы всегда работаем в позитив в интересах друг друга", — рассказал Путин.

Позитива в отношениях с Россией требуют и избиратели Зеленского. Он сделал первые шаги к миру в Донбассе. Теперь главное – не поддаться давлению националистов.

"Если у него хватит политического мужества, силы довести это до конца, я думаю, что он утвердится как честный политик, мужественный и способный добиваться принятых решений. Я думаю, что он искренне хочет это сделать, это его искреннее убеждение, стремление", — считает президент России.

Модераторам удалось остановить поток вопросов только спустя три часа.

Дружба с Китаем и Сирия: о чем говорил Путин в Сочи