Version: 0.1.0

Переговоры в Сочи поставили точку в конфликте на севере Сирии

В российский Сочи во вторник съехались журналисты ведущих мировых СМИ. Они терпеливо ждали выхода двух президентов - России и Турции. Потому что именно в эти часы решалось - вспыхнет ли Сирийская война снова. Это решалось не в Вашингтоне. Не в Брюсселе. Не в Анкаре. А в приморском городе в России, где Путин предпочитает работать осенью - погода мягче. И когда президенты вышли к прессе, почти сразу стало понятно - гражданская война в Сирии закончена. Турецкая операция "Источник мира" прекращена. Территориальная целостность страны будет сохранена. Курдам не угрожает более шквал огня и металла, который турки обещали на них направить. Впервые с 1991-го Россия восстановила свой статус супердержавы, которая не просто влияет на геополитические процессы, а в условиях жесточайшего сопротивления формирует политическую карту мира. В Сирии больше не осталось крупных игроков, которые способны снова начать крупномасштабные военные действия против правительства Асада, которое мы поддержали.

Вернемся на четыре года назад, в 28 сентября 2015 года. Вот Путин выступает на юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН. Он говорит: "Мы предлагаем... объединить усилия и создать по‑настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество". Но тогдашний президент США Барак Обама с той же трибуны ясно дает понять - цель США не столько борьба с запрещенной в России ИГИЛ, сколько свержение Асада. То есть никаких коалиций. Тем более что террористы из запрещенной в России ИГИЛ уже в пригородах Дамаска. И американцы ожидают, что правительство Асада вот-вот падет. Да и какая коалиция может быть со страной, которую весь Запад - и США, и ЕС – давят санкциями, ожидая, что Путин и сам скоро уйдет, не выдержав давления? Но ровно через два дня после выступления Путина Россия начинает свою военную операцию в Сирии. Для запада это стало полной неожиданностью - как и в случае с Крымом. Никто не верит в шансы России.

Одна из ведущих журналистов США, лауреат Пулитцеровской премии Энн Аппельбаум пишет в те дни: исход сирийской операции будет для России столь же негативным, как и последствия конфликта на Украине. Тогдашний премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу сравнивает нашу операцию с войной в Афганистане. Мол, Москва погрязнет в этом конфликте. Представитель Госдепартамента США Джон Кирби вообще заявляет: Россия продолжит отправлять военнослужащих домой в мешках для трупов, а экстремисты ударят по российским городам.

И что в результате, четыре года спустя? Сколько бы Трамп теперь ни заявлял о том, что это именно США победили в ИГИЛ в Сирии, всем все понятно. О победе объявили не в Вашингтоне, а в Сочи. Причем само слово "победа" не звучало. Войну закончили с чувством усталости и по-официальному сухо. В Сочи за ходом исторических переговоров следил наш корреспондент Виктор Синеок.

Эти 120 часов турецко-курдского перемирия, конечно, спасли чьи-то жизни. А еще позволили воюющим сторонам перегруппировать силы и подготовить план атак. Во временном прекращении огня есть только один, но очень серьезный изъян – оно заканчивается. Чаще всего еще более жестоким кровопролитием.

Ситуация на северо-востоке Сирии до этого вторника всему миру казалась безвыходной. И именно в этот момент в Сочи начались переговоры.

Эти несколько метров до кортежа президент Турции проходит в темных очках. Уже в машине отдает их помощнику, не глядя. Он сосредоточен перед сложными переговорами. Настроение меняется, лишь когда Эрдоган приветствует Владимира Путина.

За спокойствием – стремление найти выход из невероятно сложной и запутанной геополитической ситуации. Сирия на пороге нового, большого и уже международного конфликта. В коридорах резиденции Бочаров ручей – полно журналистов, которые следят за исходом переговоров.

У дверей в определенный момент можно увидеть, как разговаривают Путин и Эрдоган. Все остальное время – бесконечное ожидание. Кто-то засыпает прямо в зале для выхода к прессе. Кто-то постоянно выкладывает видео в соцсети. Кто-то в волнении забывает на полу дорогостоящую технику. Накануне встречи президентов нервы начали сдавать и у американских политиков.

"В случае, если потребуется динамика или военная акция, следует знать, что президент Трамп полностью готов предпринять такие действия", - заявлял Помпео.

На эти угрозы Эрдоган не обращает внимания. Разговор с российским лидером намного важнее. Во время беседы спешит показать Путину карту со своими пометками. Но потом, заметив камеру, закрывает папку.

Из этой комнаты президенты не вышли, пока не подписали итоговый меморандум.

С одной стороны, почти семь часов – достаточно много для переговоров лидеров с глазу на глаз. С другой – на решение проблем такого масштаба обычно уходит гораздо больше времени: дни, месяцы, а иногда даже годы. Но именно здесь, в Сочи, не просто остановили новый виток международного конфликта, а фактически прекратили войну.

Возобновление операции поставило бы стороны на порог большой войны. Путин и Эрдоган этот конфликт исключили.

"Сирия должна быть освобождена от незаконного иностранного военного присутствия. Достичь прочной и долгосрочной стабилизации в Сирии в целом, на наш взгляд, можно только при условии соблюдения суверенитета и территориальной целостности этой страны. Это принципиальная позиция, и мы обстоятельно говорили об этом с президентом Турции. Важно, что турецкие партнеры разделяют такой подход. Защищать мир и спокойствие на границе туркам и сирийцам предстоит вместе", - говорит Владимир Путин.

Будущее северо-востока Сирии теперь регулирует российско-турецкий меморандум. Его главы МИД России и Турции зачитали на двух языках. Зафиксировано сохранение территориальной целостности Сирии, борьба с терроризмом и сепаратизмом.

Кроме того, существующий статус-кво в районе операции «Источник мира» глубиной до 32 км будет сохранен.

На сирийской стороне границы с Турцией – за пределами этого района – подразделения российской военной полиции и сирийской погранслужбы помогут выводу подразделений КОС и их вооружений. На это отведено 150 часов.

Затем начнется совместное российско-турецкое патрулирование, в 10 км от границы.

"Те, кто борются либо с турками, либо с сирийским правительством, они видят в России надежного посредника, который гарантирует сохранение тех договоренностей, которые будут достигнуты в ходе переговорах как в двустороннем, так и многостороннем формате", - говорит военный эксперт Виктор Мураховский.

Бои на северо-востоке Сирии прекращаются. Что по масштабам сопоставимо разве что со спасением от террористов древней Пальмиры или переломного момента - освобождения Алеппо.

Эрдоган начинает сотрудничество с Асадом, что раньше из-за их конфликта было невозможно. А курды переходят на сторону сирийской армии. Один из командиров по видеосвязи с Сергеем Шойгу поблагодарил Россию за мир.

"Хочу сказать спасибо Российской Федерации и президенту Владимиру Путина за сохранение в безопасности курдского народа и за шаги, которые предприняты для прекращения боевых действий", - говорит главнокомандующий «Сирийскими демократическими силами» Мазлум Абдо.

Курды в выигрыше – закончилось противостояние с турками. Турки в выигрыше – тяжелая военная операция прекращена. И части целей Турция достигла. Для сирийцев это тоже хорошие новости: бои закончены, страна вновь единое целое. И все благодаря авторитету России в регионе. Да и отношения Турции и США, получается, сохранила наша страна. Ведь если бы в Сочи не договорились, американские военнослужащие могли бы выйти на прямое противостояние с турецкими. Сергей Шойгу после переговоров напомнил США, что времени в обрез.

"Два слова буквально. Для того чтобы выполнить то, что Соединенные Штаты взяли на себя, у них осталось 1 час 31 минута. Через 1 час 31 минуту истекает те же самые 120 часов. До этого времени они должны выполнить все то, что было написано в тех 3, то 11 пунктов. Что отведут тяжелую технику", - говорит Сергей Шойгу.

Конфликт союзников по НАТО сильно испугал Европу. За атаки на курдов американцы сначала наложили на турок санкции. Потом попытались вести переговоры: в Анкару прилетал вице-президент Пенс. Но в итоге военнослужащие США быстро покинули свои базы, оставив впопыхах даже карты и личные вещи. Теперь курды жалуются на них в американском же конгрессе.

"Они сказали, что будут сражаться с нами до тех пор, пока будет угроза от боевиков. Мы были шокированы, мы не понимали, что происходит", - говорит председатель исполкома курдского совета Демократической Сирии Ильхам Ахмед.

Но Трамп этого не заметил. И назначил США страной-миротворцем. Правда, только на словах.

"Мы снимем санкции против Турции, если нас все устроит. Это результат, которого мы добились. Добились Соединенные Штаты, и никто другой, ни одна другая нация. Очень просто", - говорит Трамп.

Американская пресса американских побед в Сирии не увидела. Вот заголовки после сочинского раунда переговоров.

"Россия – настоящий победитель в сирийском беспорядке Дональда Трампа", - пишет Financial Times.

"Сделка Путина и Эрдогана бросает вызов Западу", - Bloomberg.

"Путин и Эрдоган только что заключили сделку по Сирии. США – главный неудачник", - CNN.

Но на самом деле слово «лузер» для американского читателя звучит куда обиднее, чем его русский перевод.

Свое разочарование дипломаты из Штатов компенсируют нападками в ООН. Но получают отпор.

"Мы постоянно слышим от вас инструкции о том, что мы должны делать или чего мы не должны делать. Я хочу задать вам вопрос: вы-то что сами делаете для стабилизации обстановки в Сирии кроме того, что поучаете других? Мы никого не учим, ни с кем не соревнуемся. Мы просто делаем", - говорит постпред России при ООН Василий Небензя.

США опять нарушили свои обещания. Но кроме курдов это никого уже не удивляет. А доверие к России в регионе растет.

"Это 5-й год присутствия России в Сирии. И Россия еще ни разу не нарушала свое обязательство, которое давала различным участникам конфликта, в том числе и вооруженной оппозиции", - говорит военный эксперт Виктор Мураховский.

24 октября российская военная полиция уже патрулировала два маршрута. Обстановка непростая. Буквально накануне – более 10 случаев нарушения режима прекращения боевых действий. В основном по границе зоны деэскалации в Идлибе. А на северо-востоке – три теракта.

Районы после затяжных боев кишат сбежавшими из тюрем террористами. И не только ими.

"В своих странах они считаются эмигрировавшими, здесь террористами. Кем они будут возвращаться? Как те, что побывали в туристической поездке? Или как те, кто принимал участие? Но для того, чтобы доказать, нужна доказательная база", - говорит Сергей Шойгу.

Это ответ министра обороны России на заявление Трампа в Twitter. Он предложил другим странам «просто забрать» боевиков. Ситуация в Сирии намного сложнее, чем о ней судят в США. Россия смогла достичь результатов, только выстроив отношения со всеми сторонами сирийского конфликта. А ведь надо решать еще и текущие проблемы.

"Призываем международное сообщество, особенно профильные агентства ООН, активнее оказывать гуманитарное содействие всем возвращающимся сирийцам без дискриминации, политизации и предварительных условий", - заявил Владимир Путин.

«Сирийский раунд» стал важнейшим международным событием.

Турецкая пресса захотела потом на память сфотографироваться на фоне резиденции, где два лидера помогли миру избежать новой войны. И хотя вокруг было много иностранных коллег, сделать снимок попросили именно российских журналистов.

Переговоры в Сочи поставили точку в конфликте на севере Сирии