Сергей Лавров: Русофобы в ЕС пытаются заказывать музыку
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в эксклюзивном интервью РЕН ТВ прокомментировал беспочвенные обвинения европейских политиков в том, что это Россия виновата в наплыве мигрантов в Европейский Союз.
"Мы очень заинтересованы в том, чтобы ЕС был крепким, – заявил Лавров. – Чтобы он был самостоятельным. Это, конечно же, отдельный субъект международной жизни, но внешнеполитическая линия Евросоюза находится под сильнейшим давлением Соединенных Штатов. Мы хотим, чтобы ЕС был единым, чтобы он принимал решения, исходя из интересов своих стран-членов. Надеюсь, что нынешняя ситуация, в частности кризис с мигрантами, послужит уроком для руководства этой структуры. До недавнего времени сквозило часто: кто к нам попал – это цивилизованные люди. И такое было высокомерие, такой поучительный тон звучал. С правами человека у нас все в порядке, вы даже не заботьтесь о них, не надо их обсуждать в ООН или в Совете Европы, это мы сами разберемся, а вот как у вас с правами человека – будем рассматривать. У нас солидарность, и если Россия посмотрела на косо на кого-то из нас – хотя на кого мы там косо смотрели? – мы будем все солидарны в отношении такой российской неприемлемой политики.
Сейчас миграционный кризис показал, чего стоит эта солидарность не в тучные годы, когда приходит беда. Там каждый сам за себя. Мы абсолютно не извлекаем из этого какого-то удовольствия, не злорадствуем. Мы просто лишний раз подчеркиваем, что давным давно было предложено формировать единое экономическое и гуманитарное пространство. А гуманитарное пространство, естественно, предполагает решение вопросов мигрантов, выработки единой миграционной политики, сотрудничество в сфере беженцев, отсечения беженцев от экономических мигрантов и т. д. ЕС на это шел нехотя и лишь в отдельных каких-то моментах. А концептуально начать заниматься выстраиванием общего экономического пространства – у них не хватало политической воли.
Сейчас нас обвиняют в том, что наше участие в борьбе с терроризмом в Сирии является чуть ли не главной причиной миграционного кризиса. Хотя он начался давным давно, когда разбомбили Ливию, превратили ее в канал контрабанды нелегальных мигрантов с половины Африки. Ну и иракская ситуация. Афганистан в том числе. Там есть Пакистанские беженцы. А пытаются представить так, что все, кто сейчас в Европе – это всё сирийцы. Это тоже извращение истины и оболванивание общественности. То нам говорят, что мы каких-то беженцев через себя выпихиваем в Скандинавию: в Норвегию, в Финляндию. С финнами и с норвежцами у нас сейчас идет нормальный разговор, мы хотим эти вопросы упорядочить. Но пытаться каждый раз, когда возникает какая-то проблема, видеть ее корень в России – становится уже достаточно смешным. Это понимают многие политики. Причем не только из тех течений в Европе, которые с нами сотрудничают и которых за это предают анафеме системные мейнстримовские СМИ. Это понимают уже и представители партий, которые находятся у власти многих стран Евросоюза.
Мы говорили еще в 2004 году, что эта поспешность в принятии в ЕС и в НАТО новых членов, которые не до конца соответствовали критериям этих двух организаций, эта поспешность была продиктована тем, чтобы поскорее освоить геополитическое пространство. Отнять у России то, что осталось после Советского Союза. Мы к этому философски относились, говорили нашим коллегам: только, ради бога, не идите потом на поводу у этих стран, потому что у некоторых из них, как у наших балтийских соседей, например, есть такая русофобская ментальность. Нам говорили: ничего страшного, они придут в ЕС, придут в НАТО, успокоятся, освоятся, будут чувствовать себя в безопасности. К сожалению, это далеко не так, и русофобы в ЕС пытаются заказывать музыку. Но солидные государства все больше и больше начинают понимать пагубность и тупиковость этих попыток".