30 лет назад в США вышел сборник русского рока "Красная волна"
Ровно 30 лет назад в США вышел легендарный альбом "Красная волна". На Западе впервые услышали о русском роке. "Аквариум", "Алиса", "Кино" и "Странные игры" в СССР ещё не имели официального статуса. Однако музыке удалось сделать то, что не сумела политика и дипломатия, - убрать занавес.
Америка и Советский Союз на излете холодной войны. И тут как гром среди ясного неба главные звезды русского андерграунда на одном сборнике, обложка – "Кино", "Алиса", "Аквариум", "Странные Игры" на Красной площади. Двойной альбом выходит в Соединенных Штатах и буквально переворачивает сознание местных рокеров.
Записи для "Красной волны" Джоанна Стингрей вывозила из Союза контрабандой. В итоге альбом вышел 10-тысячным тиражом. Одна из пластинок была отправлена Михаилу Горбачеву, другая – Рональду Рейгану. Скрытое послание Стингрей было таковым: то, что не удалось дипломатам, получилось у рок-музыкантов.
На гребне "Красной волны" вся Америка оказалась с легкой руки очарованной советским андерграундом Джоанны Стингрей. Дочка магната и миллионера, Джоан променяла блестящее офисное будущее на шпильках и в белой блузке на прокуренный воздух коммуналок Ленинграда и Москвы, где специально для нее пели Цой и Гребенщиков.
"Красная волна" произошла после того, как я встретила… группу рокеров. И я была так поражена тем, что в России есть рок-н-ролл, потому что в это время в Америке никто не мог поверить, что в Советском Союзе может быть что-то такое крутое", - сказала в интервью РЕН ТВ Джоанна Стрингрей.
Кстати, все клипы "Кино" того времени сняла именно Стингрей. Она была убеждена, такое музыкальное явление, как русский рок, на Западе просто обязаны были узнать. Ведь все те же американцы судили о Союзе только по тому, что показывали в новостях, да еще по гротескным сценами из боевиков. После "Красной волны" изменилось все.
"В те годы рок-музыка, вообще музыка, я возьму шире, она несла несколько другую функцию везде в мире, в нашей стране в частности, нежели она несет сейчас. Сейчас музыка фоновая. В данном случае, в случае 30-летней давности, эта музыка была инструментом серьезного самовыражения", - говорит музыкант Максим Покровский.
У "Кино" и "Аквариума" начались западные гастроли. Франция, Италия, наконец, Америка, где специально для Цоя уже начали писать сценарий в Голливуде – он должен был сыграть главную роль. По слухам, это должен был быть фантастический блокбастер.
"Я думаю, что это была попытка (показать), что в Советском Союзе тоже есть музыканты, что там не просто матрешки с автоматами Калашникова. Повлияло ли это на русский рок? Мне кажется, что в какой-то мере да, потому что до этого не было даже попыток это сделать, что-то вынести на Запад", - говорит двойник Виктора Цоя Сергей Кузьменко.
За "Красной волной" последовал закономерный интерес ко всему советскому, на Запад устремились наши музыканты, некоторые из которых действительно добились коммерческого успеха.
Но это была уже совсем другая эпоха, а тогда, в 1986-м, Америка впервые поверила в то, что рок-музыка остается рок-музыкой везде и что Железный занавес не помеха, когда речь идет о настоящем таланте.