Эксклюзивное интервью с создателем фильма "Исход: Цари и боги"
В первый день 2015 г. на российские киноэкраны выходит фильм Ридли Скотта "Исход: Цари и боги". В основу киноленты легло противостояние Моисея и египетского фараона Рамзеса, и для достоверного воссоздания тех времен к работе над фильмом привлекли профессора Алана Ллойда - одного из ведущих мировых египтологов. В эксклюзивном интервью РЕН ТВ он рассказал о работе над фильмом, своих отношениях с режиссером и об исторической достоверности в драме.
Фото: deadline.com
- Расскажите, как вас привлекли к работе над фильмом?
- Я получил письмо от авторов. Они искали кого-то, кто мог бы помочь им с различными лингвистическими вопросами, иероглифами и прочим. В итоге я сказал, что это - то, что для них мог бы сделать я. В конце концов все закончилось тем, что я консультировал создателей фильма в гораздо большем числе вопросов, мне пришлось посетить студию и пообщаться с Ридли Скоттом - он был очень приветлив. Но должен признаться, большую часть работы я делал по электронной почте.
- Что вы знали о работах Ридли Скотта до встречи с ним?
- Моя покойная жена была большой поклонницей Ридли Скотта, и мне тоже нравятся его фильмы. Для меня стало огромной честью быть как-то связанным с ним. Гладиатор - мой любимый фильм. Поскольку я не только египтолог, но и классицист, я отмечал, что они делают не документальный фильм, но блестяще воссоздают весь римский контекст в "Гладиаторе". Кроме того, в фильме очень хорошая музыка. "Царство Небесное" мне тоже очень понравилось. У них, конечно, был свой сценарий, но они пытались достоверно воссоздать исторический период.
- О чем вы говорили с Ридли Скоттом?
- Я ясно дал понять, что понимаю, что мы делаем не документальный, а художественный фильм. В его основу легло повествование об Исходе, но не только оно: к примеру, битвы за Кадеш нет в Библии - эта история основывается на очень слабых египетских источниках. Мы говорили о колесницах: это была одна их вещей, в которой он был очень заинтересован, как и в том, чтобы фильм имел хорошую египтологическую основу.
- Вы знали что-нибудь о работе Кристиана Бейла до этого?
- Я знал только, что он играл мальчика в фильме "Империя Солнца". Но я никогда не встречался с ним, да и вообще ни с кем из актеров - это было не нужно для того, что я делал.
- Но, вероятно, у вас было много контактов с Артуром Maxом, художником-постановщиком?
- Да, у меня было много дискуссий с членами команды, которые задавали вопросы вроде "Как выглядит египетский дворец?", "Какими должны быть египетские магазины?" или "Как выглядит город?". Я дал им подробную информацию о такого рода вещах и библиографию. Я рассказал им о том, какими должны быть костюмы и макияж.
- Вы читали сценарий? Что вы о нем думаете?
- Повествование очень хорошее, и мне очень нравится идея, что движения Красного моря были вызваны цунами. Я не видел весь фильм, только части.
- Как вам кажется, создателям фильма удалось сохранить историческую точность?
- Я был сильно впечатлен высокопрофессиональным подходом к работе, оставляя в стороне вопрос об исторической точности Исхода. Насколько это возможно, и, насколько допускает кинематограф, они были очень заинтересованы в точном воссоздании зданий, боев, оружия, которое использовалось в те времена. Особенно меня впечатлили образы женщин. Они использовали тексты, в том числе иероглифические, которые я им предоставлял. К примеру, они не хотели использовать текст Десяти заповедей на английском языке, и я разыскал вариант на иврите - притом, на древнем, а не современном: они не хотели показывать какие-то египетские каракули, которые все приняли бы за чистую монету.
- Как вы думаете, фильм станет причиной того, что люди захотят больше узнать о Древнем Египте?
- Несомненно. Я думаю, фильм сыграет важную роль в этом вопросе. Он впечатлит множество людей, которые заинтересуются египтологией или Десятью заповедями. Даже если они не станут профессиональными египтологами, как я, они войдут в круг избранных людей, которые глубоко заинтересованы в этом вопросе.