Version: 1.0.2

Образ России в Голливуде формировали профессионалы психологической обработки

За десять дней до 87-ой церемонии "Оскар" корреспонденты "Военной тайны" выяснили, почему русские в американских фильмах всегда пьяные и глупые.

В воскресенье 22 февраля во время вручения премии "Оскар" станет известно, получит ли российская картина "Левиафан" золотую статуэтку как лучший фильм на иностранном языке. Эта работа Андрея Звягинцева стала самым обсуждаемым отечественным фильмом за последние несколько лет. Международные киноведы в восторге. Однако в России новое творение известного режиссера восприняли неоднозначно, ведь в нем жители российской глубинки изображены как отъявленные алкоголики, а чиновники - как бандиты и взяточники. Тем не менее в Европе и Америке образ сильно пьющей и вороватой России понравилась всем. Удивляться тут нечему. Десятилетиями западная поп-культура показывала наших соотечественников именно такими.

"Я был знаком с Россией и Советским Союзом по политическим обсуждениям Холодной войны, ужасным фильмам, в которых, как вы, наверное, представляете, Россия была показана в черном свете… Теперь же ее ассоциируют с преступлениями и коррупцией. Всё же представление о России, какой она была в 1990-е годы, когда страна была ослаблена и внутри нее царил хаос, так и осталось на Западе". – Говорит об образе России в зарубежных фильмах уроженец США, политолог, преподаватель МГУ Марк Слебода.

Список американских фильмов с такими русскими героями огромен. Мы назовём только некоторые картины.

-"Джек Райан: Теория Хаоса", 2013 г., режиссер Кеннет Брана. По сюжету русский олигарх хочет устроить масштабный теракт в центре Нью-Йорка.

-"Порок на экспорт", 2007 г., режиссер Дэвид Кроненберг. Главные действующие лица - русские мафиози - обосновались в Лондоне, где и сеют убийства, проституцию, коронации воров в законе и прочее.

-"Хозяева ночи", 2007 г., режиссер Джеймс Грэй. В этой картине русская мафия контролирует почти весь наркорынок Нью-Йорка.

-"Солт", 2010 г., Филлип Нойс. А в этом фильме русские в Голливуде - это не только мафиози, но и шпионы. По сценарию картины, главная героиня - внедренный агент КГБ. Причем, миссия персонажа, которого играет Анджелина Джоли, убийство президента Америки. Однако вызывает большие сомнения, смогут ли российские шпионы выполнить миссию, ведь передвигаются они на ржавой барже и постоянно пьют водку.

Во всех этих и многих других фильмах русские бандиты предстают хуже террористов. Даже самолийские пираты из киноленты "Капитан Филлипс", которые захватили экипаж и собирались расправиться с моряками, выглядят не такими страшными, кровожадными и грязными, как русские Иваны и Михаилы.

И такой интерпретацией никого не удивишь. Традиция искать врагов в наших соотечественниках на больших экранах появилась еще во время Холодной войны, когда СССР был главным врагом стран Европы и Соединенных Штатов. Например, американский режиссер Норман Джиусон в 1966 г. на эту тему даже снял кинокомедию "Русские идут".

А фильм 1988 г. "Красный скорпион" совсем не смешной. По сюжету главный герой спецназовец Николай Радченко, пьяница и дебошир, отправляется с заданием в Африку, где должен подавить антикоммунистическое восстание. В картине много сцен, где советские офицеры безжалостно расправляются с целыми деревнями, без разбора убивая детей и женщин, а в свободное от преступлений время, устраивают драки в баре.

Образ недалекого русского тщательно проработан специалистами

Мощный, агрессивный, лишенный интеллекта, вечно пьяный – именно таким показан русский солдат в американском кино. По мнению экспертов, над таким образом наших соотечественников трудилась целая команда профессионалов. Необходимо было подчеркнуть самые низкие и дурные черты характера. Специалисты уверены, что этим занимались в Информационном агентстве США. Оно появилось в начале 50-х гг. прошлого века. В задачи ведомства входило и распространение проамериканских мыслей за рубежом. Выполнить эту миссию прекрасно помогли голливудские фильмы, которые смотрели и смотрят люди по всему миру.

Голливудская пропаганда работает. В этом можно легко убедиться, пообщавшись с иностранцами. Джон Харрисон, подданный Великобритании, который сейчас живет и работает в Москве, рассказывает о том, какими представляют Россию его соотечественники. Джон уверяет, что обычные европейцы и американцы не интересуются Россией, ее историей, культурой, и все, что они знают про русских, увидено ими в кино. Например, одна ирландская студентка перед поездкой в нашу страну боялась за свою безопасность и очень удивилась, когда познакомилась с русскими ребятами в Москве.

"Мальчики другие, чем она думала. Она думала, что они все будут пьяные, грубые. Оказывается, они намного образованнее, чем у нее в Дамблине. Она выразила точку зрения, что молодое поколение, особенно студенты, они серьезные люди, не те люди, которые она думала будут встречаться. Она чувствует себя в безопасности здесь". – рассказывает Харрисон.

На экране было легче всего создать образ врага, которым можно пугать население. Причем, настоящую истерию по поводу плохих русских подхватили и создатели комиксов.

Эта рисованная история из популярного цикла "Люди икс". Антагонистом здесь выступает Красный Омега, или Аркадий Васильев - наемник КГБ, серийный убийца, завербованный российскими спецслужбами.

А это еще один наш соотечественник из американского комикса – инженер Иван Дранко. Главное его оружие - это электрический кнут. Этот персонаж даже экранизировали в фильме "Железный человек 2". И, конечно же, по сценарию русский был настоящим злодеем.

Информационное агентство США было расформировано в 1999 году. Но еще в 2008-м г. в Конгрессе Соединенных Штатов начали готовить законопроект по созданию Министерства пропаганды. Об этом заявил руководитель Центра политики безопасности Фрэнк Гаффни. И за основу нового ведомства он планировал взять уже проверенное временем Информационное агентство США. Некоторые эксперты уверены, что машина американской пропаганды в кино против России никогда и не прекращалась, она просто приобрела другие черты.

Когда начиналась пресловутая "перезагрузка" российско-американских отношений, казалось, что между двумя странами может быть диалог на равных. Эту тенденцию оттепели голливудские продюсеры почувствовали еще за несколько лет до того, как президенты двух стран пожали друг другу руки. Образ русских в кино изменился. Из главных злодеев они превратились в туповатых и смешных.

- "Армагеддон", 1998 г., режиссер Майкл Бэй. По сценарию человечество в опасности, а международная команда героев должна спасти планету. Не обошлось и без российского вклада в общее дело. Однако русский космонавт Лев Андропов почти одичал, и кажется, что все полтора года на межорбитальной станции он злоупотреблял спиртным.

- Сериала "Симпсоны", 1989 г., производство Gracie Films. В одном из эпизодов героиня Лиза попадает в русский квартал, где люди ведут себя неадекватно. В другой раз пьяного Гомера сравнивают с Борисом Ельциным. Здесь часто звучали шутки и над сочинской олимпиадой, и над ожившим Лениным.

Важно отметить, что в Голливуде был период, когда русских в кино представляли даже героями. Таким примером может стать картина "К-19" 2002 г. о подвиге советских подводников, которые ценой собственных жизней остановили распространение радиации. Или лента французского режиссера Жан-Жака Анно "Враг у ворот" о знаменитом снайпере Василии Зайцеве. Во время Сталинградской битвы немцы называли его "ангелом смерти", он в одиночку расправлялся с десятками противников. Но такие русские в зарубежном кино – это, скорее, исключение из правил.

Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты", уверен, что все дело в претензии США на мировое господство: "Россию в Америке всегда воспринимали, не важно в какой версии: Российской империей, Советского Союза или вот Российской Федерации – как геополитического противника, причем даже тогда, когда мы с ними взасос дружили и всячески, так сказать, демонстрировали свою, так сказать, лояльность".

Кстати, есть четкие шаблоны и на изображение американцев в кино. Это всегда положительные герои, которые противостоят мировому злу. И отступать от этого плана ни в коем случае нельзя. А если какой-нибудь режиссер решит поэкспериментировать, то он рискует оказаться в черном списке, и его картины никто не увидит. Так было с фильмом "Большое американское шоу", где полностью высмеиваются власть и политика США. По сюжету компьютерная модель Джорджа Буша рассказывает, как Соединенные Штаты буквально поработили весь мир. Эту киноленту запретили к показу в Америке.

До зрителей в США не дошла и документальная картина итальянских кинематографистов "9/11: Расследование с нуля". В этом фильме опровергаются выводы официальной комиссии, которая занималась расследованием причин трагедии 11 сентября 2001 года. По мнению авторов, башни-близнецы Всемирного торгового центра обрушились не из-за пожара, возникшего после того, как в здания врезались самолеты, захваченные террористами, а в результате управляемых взрывчаток.

"Когда американские журналисты попытались сразу после событий 11 сентября сказать о том, что у Усама бен Ладена были весьма веские причины совершить теракт, ‑ например, поддержка США диктаторства в Саудовской Аравии, наличие военных баз США на Среднем Востоке… одно только высказанное предположение об этом привело к их увольнению". - Рассказывает политолог, преподаватель МГУ Марк Слебода.

Известный рекламный ролик, в котором американский актер Дэвид Духовны рассуждает на тему, кем бы он мог быть, живя в России, крайне критически восприняли в США. Ведь любить нашу страну публично ни в коем случае нельзя, особенно знаменитостям. Это понял и Микки Рурк.

В прошлом году голливудская звезда купила себе футболку с изображением Владимира Путина. Сразу же актеру позвонили из госдепартамента и предупредили, что носить такую одежду на публике нельзя, а также нужно прекратить выказывать знаки уважения российскому президенту. Из Вашингтона пригрозили, что последствия могут быть самыми серьезными. Ведь говорить о России хорошо в западных странах не принято. А положительные высказывания таких знаменитостей как Микки Рурк или Дэвид Духовны просто подрывают работу по пропаганде образа агрессивных и опасных русских.

Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты", объясняет это следующим образом: "Американцы, они последовательны в отстаивании своих интересов и… в недопущении гуманизации образа своего геополитического противника, понимаете? Они - страна свободная, но с Путиным ты маечку не поносишь, даже если ты Микки Рурк, вот и все. Вот вам, так сказать, классический двойной стандарт: мы полицейское государство, но у нас это можно, а они свободное государство, но у них это нельзя".

Сначала нас боялись, потом над нами смеялись, а теперь русские вызывают отвращение.

Согласно опросам, почти 61% американцев абсолютно доверяют тому, что им говорят и показывают по телевидению. Поэтому увидеть современных русских можно и на экране домашних телевизоров: западные телекомпании предлагают несколько реалити-шоу про наших соотечественников.

- "Русские матрешки", 2011 г., режиссер Герард Карита, Кешиа Коу. Герои этого шоу – эмигранты из стран бывшего СССР. Зрители видят на экране недолеких и грубых людей, которые не умеют одеваться, любят гламур и все блестящее, нездорово выглядят и много пьют. Тупые, бездушные и вульгарные – такие комментарии чаще всего оставляли зрители в интернете после просмотра первой серии этого реалити.
- "Знакомьтесь, русские", 2013 г., режиссер Эмма Уолш. Это шоу о женах русских олигархов в Лондоне. В кадре - красивые девушки, которые ни в чем себе не отказывают. Драгоценности, брендовая одежда, ботокс, дорогие рестораны, шампанское и роскошные машины. Однако чрезмерное транжирство и гламур вызывают только негативные ассоциации. Глядя на то, как молодые девочки покупают сумки за 80 тысяч евро, зарубежные зрители начинают просто ненавидеть русских.

Образ россиян в западной поп-культуре трансформировался несколько раз. Сначала нас боялись, потом над нами смеялись, а теперь русские вызывают отвращение. Юрий Поляков, главный редактор "Литературной газеты" комментирует это так: "Боялись нас, потому что мы действительно были очень сильные во время советской власти, а особенно после Второй мировой войны. Презирали потом, понятно, почему. Сейчас как раз переход вот этого презрения в озлобление. Потому что Запад не ожидал, что Россия так быстро оправится от этого предательства 90-х годов и, в общем-то, вернется на, так сказать, свои традиционные, так сказать, позиции."

Вот такое кино. К сожалению, в Европе и США есть традиция – считать русских плохими.

Образ России в Голливуде формировали профессионалы психологической обработки