Version: 1.0.2

Рисовал женщин, которые окружали: в "Ленинград-центре" открылась выставка Лебедева

На полотнах Владимира Лебедева можно увидеть продавщиц и домработниц: "Извините, я не пишу хищных животных", – как-то ответил он на предложение изобразить светскую львицу.

Иронические портреты физкультурниц, натюрморты с гитарой и десятки других работ легендарного Владимира Лебедева уже сегодня можно увидеть в "Ленинград-центре". Многие картины до этого не были доступны широкому зрителю – портреты хранились в частных коллекциях. И вот теперь уникальное собрание можно увидеть в одном месте. Максим Уразаев о том, почему художник предпочитал рисовать продавщиц и домработниц, но отказывал в портрете "светским львицам".

Это не тот Владимир Лебедев, которого знают по иллюстрациям к книгам Маршака. И не Лебедев – мастер плаката. В "Ленинград-центре" выставлен Лебедев-живописец. Это женские образы и то право на личное, что художник отстаивал в 20–30-х годах прошлого века. В то время, когда, казалось бы, все в жизни нового советского человека было общественным.

"Лебедев относится к тем мастерам, которые несут бесконечную духовную информацию. С детских лет я его люблю, воспитан на его книжках. Оригинальных причем. Вы еще тогда где-то там в космосе были, а я уже смотрел его иллюстрации. Бабушка приносила с Кузнечного рынка эти журналы, и я рассматривал эти удивительные иллюстрации", – говорит художник Михаил Шемякин.

Это, конечно, не те работы, что приносила с рынка бабушка Михаила Шемякина. Не для детей. Хотя личное на картинах Лебедева не всегда значит интимное. Он писал тех женщин, которые его окружали: моделями становились продавщицы из ближайшего магазина или, вот, домработница художника. Простая финская девушка увековечена мастером на века. О такой чести в Стране Советов мечтали многие, как бы мы сейчас сказали, светские львицы. Но их Лебедев не писал принципиально.

"Это было чуждо его природе. Однажды, когда его попросили написать одну из таких светских львиц, он ответил словами Ренуара: "Извините, я не пишу хищных животных". Ему предложили известную даму, а он отказал ей таким вот изящным способом", – рассказывает организатор выставки Игорь Полторак.

Зато своим женам в портретах художник не отказывал. Все они будто встретились на выставке. Вот первая – Сара Дармолатова – в образе цирковой силачки. В этом портрете – весь Лебедев-сатирик. И будто другой художник писал портрет второй жены – балерины Надежды Надеждиной, ставшей прообразом для серии картин "Акробатки". И будто совсем иному Лебедеву, лирику, позировала третья – Ада Лазо.

"Мы с моим братом неоднократно бывали у Владимира Васильевича Лебедева. А когда я был совсем маленьким, я помню, как Лебедев пришел к нам с молоденькой девушкой Адой Лазо. Она была в красном берете", – рассказывает художник Александр Траугот.

А вот девушка в синем берете – отличница ГТО, спортсменка. Но с бусами и красным пояском на талии советской власти она не понравилась. В комсомолках кисти Лебедева разглядели пародию на ударниц соцсоревнования: они, вроде бы, к труду и обороне готовы, но в то же время просят уважать право на женское. Десятки работ Владимира Лебедева в "Ленинград-центре" можно рассмотреть во всех деталях. И почти все – приобрести. Судя по интересу к картинам, обратно к своим нынешним обладателям эти женщины уже не вернутся.

Рисовал женщин, которые окружали: в "Ленинград-центре" открылась выставка Лебедева