В российский прокат выходит британская комедия "Смерть Сталина"
Ради эффектных кадров и популярности в Великобритании не только рискуют жизнью. Кинематографисты решились переписать советскую историю – один из самых перломных ее моментов. Смерть Сталина британский режиссер итальянского происхождения Армандо Ианнуччи превратил в комедию. Да еще и выпустил ее в российский прокат в день рождения вождя.
Москва, 1953 год. Низы еще не знают, что случилось, а верхи не знают, что делать. Товарищи, Сталин умер. Известие, конечно, повергающее в шок, но для британского сатирика и режиссера Армандо Ианнуччи это событие как раз дает толчок к анекдотической трактовке в стиле: и вот Хрущев и Берия остались без отцовского присмотра!
Чтобы отбросить естественно возникающее недоумение, оговоримся: лента основана не на реальных событиях, а на сюжете юмористического французского комикса. После внезапной кончины генерального секретаря вопрос о новом правителе обостряется. Начинаются подковерные интриги. За ними нельзя не наблюдать без улыбки – какие актеры разыгрывают фарс! Шутка ли, но Никиту Хрущева играет знаменитый актер Стив Бушеми, Джейсон Айзекс – маршала Жукова, а Джеффри Тэмбор – Маленкова.
"В западной культуре это принято. Есть крылатая фраза Маркса: "Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым", – говорит историк кино Кирилл Разлогов.
Искать в фильме иные смыслы, кроме анекдотических, все равно что с важным видом прислушиваться к младенческому лепету. В комедии карикатурно все, кроме декораций: они, эти мрачные кабинеты, в которых творилась советская история, с немым укором наблюдают за довольно нелепо разворачивающейся борьбой за власть.
"Анекдоты – это здоровая часть нашего общества, которая делает то, что не делает кино. Анекдоты про Сталина, Чапаева, Брежнева. Это здоровое лечение для больной психики", – продолжает Разлогов.
К режиссерскому вымыслу можно относиться как угодно: есть в нем и правда, и ложь, и добросовестность, и хулиганство. Словом, это не учебник истории, а этакая вырванная страница из развлекательного журнала. А свой читатель и свой зритель найдется всегда.