Version: 1.0.2

Не валяй дурака, Америка: интервью с лидером "Любэ" Николаем Расторгуевым

30-летний юбилей в этом году празднует группа "Любэ" — пожалуй, самый народный музыкальный коллектив нашей страны, который смог без надрывной фальши, сценического шутовства и искусственно возведенной патетики по-мужски, честно, открыто, исполнить песню русской души. В российском шоу-бизнесе не прекращалась гонка трендов, зажигались новые звезды, сгорали и гасли. А группа "Любэ" каким-то образом сияла всегда своим постоянством: сумела, избегая модных мелькающих однодневных тенденций, говорить на протяжении трех десятков лет о главном, вечном, настоящем. Простым и понятным языком и для ребят с нашего двора на "гражданке" и для тех, кто на войне сражается за Отечество: "Снова сумерки всходят бессонные, снова застят мне стекла оконные. Там кивает сирень и смородина, позови меня, тихая Родина". Бессменный лидер "Любэ" Николай Расторгуев, которому 21 февраля исполнилось 62 года, дал интервью журналистами РЕН ТВ. Он рассказал об истории успеха группы, своем отношению к рэп-музыке, а также о том, как его понимали в Америке, которой посоветовали не валять дурака.

Беседовала: Надежда Алешкина

— 30 лет назад начиная свой творческий путь, Вы предполагали, что группа "Любэ" получит такой большой успех? Или это был все-таки для Вас сюрприз?

— Не предполагали, но это случилось все очень быстро. Почти мгновенно. Так получилось. Просто вовремя появились. Все совпало.

— Изначально идея создания "Любэ" заключалась в том, чтобы группа отличалась от тех, что существовали тогда?

— Была идея создания такого коллектива, что называется, национального. Потом рождались и песни, которые мы вместе со страной переживали. Развал Советского Союза, дальше девяностые были и так далее. Мы были совершенно неотделимы от страны. Вся тематика, настроения. Все это было в песнях.

— Как Вы относитесь к тому, что сейчас происходит на российской эстраде? Как Вы относитесь к тому, что делают Ваши коллеги по цеху, экспериментируя со стилями и образами?

— Скажите, а что происходит на сегодняшней эстраде?

— В этом и вопрос: происходит ли?

— Конечно, происходит. Всегда что-то происходит. Заходили в тупички, выбирались. Что-то новое появлялось. Какие-то стили. Все постоянно что-то происходит. И это нормально.

— Вторая часть вопроса…

— Что с этим делать (улыбается)?

— Да, что с этим делать? И кто в этом виноват? Некоторые артисты, заслуженные, народные, чтобы привлечь молодую публику, экспериментируют с образами. К примеру, Филипп Киркоров, Николай Басков. Как Вы к этому относитесь?

— Они могут делать все, что угодно. Все, что им нравится. Пусть делают. Они же это делают для себя и надеются привлечь публику. Это вполне нормальное желание. Пусть делают, экспериментируют.

— Что касается экспериментов. Многие коллективы привлекают в последнее время оркестр. Что касается "Любэ", на какие эксперименты со звучанием Вы готовы пойти?

— У нас есть песни с оркестрами. И не одна. Это пройденный уже этап. Вы имеет в виду, может быть, концерт с оркестром? Или вообще сделать какой-нибудь "unplugged"? Может быть. Но это такая штука: репетировать надо. Своеобразное звучание. Нужно отобрать материал, который годится под этой формат. Я много лет думал над этим. Пока не приступали.

— Большинство сейчас рэп-музыкой увлекается.

— Я не люблю. Честно. Это вполне современное и молодежное течение, пришедшее оттуда. Конкретно оттуда. Они даже перенесли тематику, что не очень хорошо: наркота и так далее, все эти негативные штуки, эти тексты. Это не очень хорошо, с точки зрения, что это у молодежи сейчас очень популярно. Очень. И они ведутся на все это. С точки зрения популяризации подобных вещей – это нехорошо.

— Тем не менее, музыканты молодые, которые начинают работать в этом стиле, часто относятся к творчеству как к площадке выражения своих взглядов, манифестации. Вы согласны с тем, что творчество музыканта должно отражать гражданские взгляды?

— А что Вы понимаете под "гражданскими взглядами?" Что они, рэперы, несут? Какие проблемы освещают? Я редко слушаю рэп, честно признаюсь, потому что меня это не интересует, я не увлекаюсь. Англоязычный я не могу слушать, потому что они быстро говорят. Что они там говорят? Да мне и неинтересно. Что наши говорят? В принципе, я бы не сказал, что это были какие-то серьезные проблемы, их освещение. Может быть, это созвучно настроениям молодежи, молодежной тусовке. Это интересно молодежи. Наверное, это хорошо. Они популярны исключительно в этой среде. Исключительно в подростковой среде.

— Что касается артиста, творческой единицы, то он должен транслировать через музыку свою гражданскую позицию?

— Если он хочет, то пусть транслирует. Если не хочет, то пусть не транслирует. Это все-таки шоу-бизнес, infotainment, развлечение. Необязательно брать рупор и транслировать какие-то идеи, с точки зрения, общегосударственного. Это все-таки музыка, песни, которые несут в себе разные заряды: они могут быть веселыми, грустными. Но, чтобы за собой кого-то вести — это гимны надо писать тогда. Но я не считаю, что целью должно быть именно это. Цель другая.

— Какая?

— Как какая? Просто стараемся исполнять хорошие песни, которые у людей вызывают разные эмоции.

— У нас есть вопрос касательно одной песни. Как минимум. Конечно, хотелось про многие Вас расспросить. Вы говорили, что группа "Любэ" развивалась вместе со страной. Шла в ногу со временем. Ваша песня "Не валяй дурака, Америка". Может быть, Вы в курсе, как американцы относились к ней тогда или сейчас?

— С юмором. Мы даже в Канне получили приз за юмор. За видео, которое сделали на эту песню в 94-м году. Они оценили юмор.

— Сейчас актуальна песня?

— Конечно, актуальна. Не валяй дурака, Америка. Самая актуальная песня.

— А сейчас они с юмором к ней относятся?

— Я не знаю, как они относятся. Мне, честно говоря, наплевать, как они относятся.

— В Люберцах есть скульптурная композиция, посвященная Вам. После появления она стала местной достопримечательностью. Я специально открыла туристические форумы: туристы, приезжающие в Люберцы, посещают это место.


фото: ТАСС

— Туда ездят туристы?

— Ездят из российских городов. Видела и из-за границы комментарий.

— То есть там есть одна достопримечательность? (Смеется.)

— Может быть, Вам что-то еще подобное предлагали сделать?

— Нет, это выше крыши. Я же не ожидал. Не моя инициатива. Меня самого ошарашили этой идеей.

— Вернемся к туристам. Этим летом очень многие иностранцы, приехав в Москву, наконец-то оценили улочки московские. И поняли, что они много потеряли, не побывав здесь раньше. У Вас есть возможность часто гулять по этим улочкам?

— Не часто, признаюсь. Но то, что Москва, конечно же, приобрела за последние годы совершенно другой облик, радует. Иностранные наши гости страшно удивлены. В восторге от города. Особенно в Рождество и Новый год, когда город украшен. Они просто в дичайшем восторге, потому что это несравнимо с другими столицами мира.

— Что касается других российских городов. За все эти долгие годы концертной деятельности появилось такое место, которое Вам показалось вторым домом?


фото: ТАСС

— Нет, конечно. Я же это воспринимаю не как путешествие и туризм. Это моя работа, которая в себя включает вокзалы, аэропорты, машину, отель, площадку. Затем в обратной последовательности. Заканчивается концерт — машина, отель, аэропорт, дом. Мы к этому привыкли, и это наша обычная жизнь. Я не воспринимаю полеты на самолете куда-то как путешествие. У нас все по-другому.

— 30 лет назад музыкальный рынок был совсем иным. То, что сейчас происходит, Вас устраивает?

— Меня устраивает. Должно быть разнообразие, конечно же. 30 лет назад шоу-бизнес только зарождался, мы были одними из первых. Шоу-бизнес можно было назвать шоу-бизнесом с большой натяжкой. Нас было не так много. Индустрия звукозаписи была не такая, как теперь. Хотя есть куда еще расти. Но тем не менее сравнивать то время и нынешнее совершенно бессмысленно. Два разных времени.

— У Вас ностальгия или ощущение, что сейчас лучше?

— У нас ностальгия бывает только по молодости своей, тем ощущениям, запахам, теплоте, отношениям, друзьям, ушедшему хорошему времени. Очень много было хорошего во времена Советского Союза. Много теплого, душевного и замечательного осталось там. К сожалению, многие вещи ушли. Сейчас таких вещей уже нет. Я имею в виду какую-то общую атмосферу.

— Последний вопрос: когда человеку исполняется 30 лет, перед ним открывается новый горизонт: он принимают какие-то важные решения в жизни: женится или недвижимость оформляет, к примеру. А что происходит в жизни музыкальной группы, когда ей исполняется 30 лет?

— Я никогда не употребляю выражение "подведение итогов". Идиотская совершено фраза. Это просто 30 лет группе. И удивительно, как мы выжили за это время и находимся на таком же положении, как и в самом начале, когда мы взлетели. Мы там и остаемся. Это удивительно. 30 лет. Это удачная судьба группы. Здесь все сложилось так, как надо. Огромное количество хитов, песни, которые созданы Игорем Матвиенко. Это основная составляющая. Без этих песен не было бы ничего. За эти 30 лет они все стоят на месте. А я их просто воспроизвел так, как надо.

Не валяй дурака, Америка: интервью с лидером "Любэ" Николаем Расторгуевым