Никита Михалков: Свобода свободна от хамства
В пятницу были подведены итоги вступительных экзаменов в академию прославленного российского режиссера Никиты Михалкова. Вступительные испытания в четыре мастерские: режиссерскую, актерскую, операторскую и продюсерскую, проходили в два этапа. Михалков признался, что планирует создать картотеку, базу данных, а следующим шагом, возможно, станет создание агентства на платформе Академии кинематографического и театрального искусства.
Журналисты РЕН ТВ побеседовали с культовым режиссером о его задумке. В эксклюзивном интервью мэтр напомнил, что российская актерская школа самая лучшая в мире, а его цель - создать настоящую кинематографическую семью.
"Я довольно много систем всяких прочел и прихожу к выводу, что выше серьезного психологического театра русского и русской школы актерской вообще ничего нет. Наша задача заключается не в том, чтобы собрать равноценных кому-то. Идея в том, чтобы создать семью кинематографическую, то есть, когда в течение года актеры, режиссеры, операторы, продюсеры работают вместе, когда все учебные работы проводятся на площадке, где все будут работать по системам Чехова, Станиславского, Шарля Дюллена, Питера Брука. Результаты этой работы потом должны вылиться либо на экран, либо на театральную сцену. Особо отмечу, что все великие голливудские звезды, к, примеру, Де Ниро, да и все воспитанники школы Ли Страсберга учились по системе Михаила Чехова".
По словам Михалкова, в его академию приходят не абитуриенты, а уже профессионалы с опытом:
"Здесь уже профессиональные актеры, поэтому здесь для нас больше ответственности. Это не абитуриенты желторотые, а люди, которые уже имеют опыт. Они приходят к нам, а мы уже работаем над тем, что они совершенствовались и двигались дальше. Важно воспитывать в них некий тренинг нутра, актерского аппарата в борьбе со слабой режиссурой. Это важная вещь, потому что, когда режиссер говорит: "Надо заплакать, вспомни бабушку любимую", у меня больше к нему нет вопросов. А актер есть актер. Он расплачивается своей карьерой, своим лицом. Режиссер тратит либо батареи на цифре, либо пленку на камере. Актер тратит себя, потому ему никуда не деться, и он будет на экране. Моя задача - помочь актерам выходить из тяжелых положений, опираясь на свое нутро и на технику, ремесло. Надо научить самозащите от слабой режиссуры".
Никита Михалков ранее говорил, что в академии его ученики могут пить чай и даже что-нибудь покрепче. Режиссер пояснил, где для него заканчивается свобода и начинается вседозволенность:
"Вседозволенность и свобода - это качества воспитания. Я не считаю свободой - свободу хамства или свободу амикошонства. Это не свобода, это другое. Для нас свобода – возможность сосуществовать, это семья. Я хочу пригласить Бутмана, Башмета, Мацуева, чтобы они по заказу слушателей сыграли импровизацию. А потом студенты импровизировали бы на определенную тему, но без сценария".
По мнению кинематографиста, импровизация – это важный тренинг:
"Когда я говорю: "Девочки откройте глаза, ваш любимый человек стоит с пистолетом у виска". И что она ждет с закрытыми глазами, какую фразу я предложу сказать: "Что ты делаешь?". Я прошу сказать фразу: "Я хочу чаю".
И она в течение этого времени, пока представила, что происходит, находит в себе импульс. Это как раз и есть самое дорогое и самое необходимое для защиты актера от слабой режиссуры".
Режиссер отметил, что Ялтинская киностудия должна стать мощнейшей базой, обладающей всеми техническими средствами:
"Ялтинская киностудия должна стать мощнейшей базой, обладающей всеми техническими средствами для того, чтобы можно было туда приехать любой съемочной группе буквально с одним портфелем, в котором будет только сменное белье и сценарий. Это нужно для того, чтобы не везти туда 60 фур с камерами, рельсами и прочим. Она должна обслуживать в идеале до 70 картин в год. Сейчас это невозможно, но это сделать это - наша задача".