Любовь, мечты и тайны легендарной Майи Плисецкой
Непревзойденная, легендарная, великая, несравненная. Это лишь малая часть эпитетов, которыми награждают балерину Майю Плисецкую. Одна из самых известных и выдающихся танцовщиц ХХ века, звезда мирового масштаба, которая стала ею вопреки закрытым границам. Лебедь, обладающий железной волей и стальным характером, — так описывали ее близкие и те, кому повезло работать вместе. Завершила карьеру балерина в 65, но даже после этого выходила на сцену и блистала. Плисецкая сама продумала сценарий своего 90-летия, сегодняшний вечер, до которого не дожила.
Большому театру она отдала 50 лет из 60 на сцене, в общем. Одилия, Раймонда, Анна Каренина, Жар-Птица, кажется, сейчас выйдет сама Плисецкая и взмахнет руками, как лебедиными крыльями.
О роли Кармен Плисецкая страстно мечтала, балетную партию к опере решился написать только ее муж — Родион Щедрин. Остальные композиторы боялись быть в тени Жоржа Бизе. Слишком откровенная и сексуальная для советского времени, она отвечала Министерству культуры, которое грозилось закрыть постановку: "Кармен" будет жить, пока живу я", а много лет спустя добавила: "Кармен" — навечно"…
В посвящениях к ее балетным партиям Щедрин так и писал — навечно и навсегда. Они прожили вместе 57 лет. Сегодня его Майи нет ни на сцене, ни рядом. Так — впервые. О ней до сих пор тяжело говорить.
Свою помаду она хранила в пиджаке его кармана. Плисецкая говорила: никаких секретов — просто совпали. На фото их совместные труды: под его музыку ее неповторимые роли и образы.
Поймать энергичную Плисецкую в движении удачно было задачей сложной. Просматривая фотографии, она была строга не только к фотографам, но и к себе, что говорить о костюмах. Появляясь на публике, она была такой же изящной, как и на сцене, с Плисецкой работали самые именитые мировые дизайнеры.
Для нее шил наряды Ив Сен-Лоран, Пьер Карден на днях специально прилетел в Москву. Плисецкая была музой. За балериной ухаживал Роберт Кеннеди, "Лебединое Озеро" посмотрели все мировые лидеры, эту роль она исполнила 800 раз. Обожала аплодисменты и шутила: пока длится овация — может отдохнуть.
В советское время она долго была невыездной, за ней повсюду следовала машина КГБ — балерину обвиняли в шпионаже. Невероятно женственная и гибкая на сцене и несгибаемая в жизни. Слезы Плесецкой видели только самые близкие.
В завершении вечера она мечтала выйти на сцену сама. Любила повторять, что дожила бы до 150, если бы не бесконечная борьба. Друзья, коллеги, гости повторяют: Майя здесь, ее страстное сердце бьется в танце вечно…