Version: 0.1.0

Грязные трюки, взятки и дискриминация: Что остается за кулисами "Оскара"

Престижная премия каждый год обрастает новыми скандалами.

Голливудские студии ради ежегодной премии Академии кинематографических искусств и наук "Оскар" готовы на все. Или практически на все. Многие скандалы и интриги остаются за кулисами престижной церемонии, однако журналистам BBC удалось выяснить, какую цену на самом деле приходится платить за заветную статуэтку.

Начинается все в сезон кинопремии, который стартует, как правило, в конце осени. Студии знатно раскошеливаются на рекламу в прессе, "капая" тем самым на академиков и как бы невзначай напоминая о своей кандидатуре. Надпись "На ваш суд", которая регулярно сопровождает рекламу на билбордах и в прессе, уже стала своеобразным клише Голливуда.

Стоимость рекламы на первой полосе популярного американского издания Hollywood Reporter в "предоскарный" сезон может достигать 72 тысяч долларов.

Однако есть и более замысловатые пути к золотой статуэтке. В Голливуде существует так называемая "избранная группа консультантов", чья обязанность заключается в том, чтобы донести конкретную картину до членов Академии. За продвижение одной ленты такой человек получает от 10 до 20 тысяч долларов, однако он может удвоить или утроить эту сумму, если клиент уже номинирован на награду. Таким образом, ставки поднимаются.

"Это высокооплачиваемые специалисты, акулы публицистики, которые знают членов Академии, знают, как до них достучаться, что им нравится", – рассказал голливудский репортер Гейл Мерфи.

Конечно, прямое взяточничество находится под строжайшим запретом. В соответствии с правилами Американской киноакадемии, любое прямое лоббирование в пользу того или иного фильма запрещено даже в телефонных разговорах и переписках. Хотя сами академики признаются – подарками в преддверии "Оскара" заваливают с ног до головы.

"Я получал в подарок книги, кулинарные рецепты и все что угодно, разве что презервативов Линкольна мне не дарили, – пооткровенничал в анонимной беседе с Hollywood Reporter один из членов Академии. – Это просто смешно". К слову, Академия всячески пытается нейтрализовать такие попытки подкупа – после объявления номинантов киностудиям запрещено даже проводить рекламные мероприятия с бесплатной едой и напитками.

Не забывают голливудские акулы и о главной проблеме – конкурентах. Продюсеры прибегают к грязным приемам – злостным комментариям о фильме-конкуренте, некоторые действуют напрямую. К примеру, в 2010 году один из продюсеров "Повелителя бури" был отстранен от участия в церемонии за то, что разослал киноакадемикам гневные письма с призывом голосовать за свой фильм, а не "за картину, съемки которой обошлись в 500 млн долларов". Это был отнюдь не тонкий намек на фильм Джеймса Кемерона "Аватар". К такой наглости можно относиться по-разному, но факт остается фактом – "Повелитель бури" все-таки взял свою статуэтку за "Лучший фильм", однако получил ее только через месяц. И такой случай нельзя назвать единичным.

В Голливуде давно ходят слухи, что те самые оскаровские "консультанты" и разворачивают такую активную антипропаганду фильмов-конкурентов в соцсетях. Создателя "Миллионера из трущоб" неоднократно обвиняли анонимно в низкооплачиваемых актерах, а фильм "Цель номер один" критиковали за показ сцен с пытками.

Но стоит ли игра свеч? Аналитики Facebook посчитали: победа в номинации "Лучший фильм" добавляет лишь три миллиона долларов к кассовым сборам, в то время как победа на "Золотом глобусе" сулит прибавку до 14 миллионов.

Другое исследование показало, что победа на "Оскаре" повышает зарплату актеров на 3,9 млн долларов, в то время как актрисы получают гораздо меньший бонус – 500 тыс.

Проводившие исследования ученые не могут объяснить причины такого несоответствия, однако в один голос признают – дискриминация по половому признаку, однозначно, имеет место быть.

Подводя итог, нельзя не упомянуть о главном: гонка за "Оскаром" – это не только гонка за деньгами, но еще и за признанием и банальным самоутверждением. "Премии открывают новые возможности перед победителями и дарят радость, которую нельзя измерить деньгами", – пишет Эдмунд Хелмер.