Свердловский рок-клуб отмечает День рождения
Тридцать лет на этой неделе исполняется свердловскому рок-клубу. В конце 80-х считалось, что рок-столица СССР — это Ленинград. И даже Москва не могла соперничать с ним. Кто-то из питерских музыкантов, кажется Виктор Цой, тогда сказал, что в Ленинграде рождаются рок-герои, а в Москве — рок-клоуны. Но пока две европейские столицы России спорили между собой, на Урале родилось то, с чем теперь и ассоциируется выражение русский рок. Не с Питером и не с Москвой, а именно со Свердловском.
До 1986 года в Свердловске концерты рок-групп строго запрещались. По всему Советскому Союзу тогда ходили черные списки групп, составленные не где-нибудь, а в центральном комитете комсомола. В них сразу после западных шли советские рокеры.
Первый публичный концерт группы "Чайф" в Свердловском ДК прошел без скандала. Через месяц, следуя примеру "Чайфов", на той же сцене выступает "Наутилус Помпилиус", областной отдел культуры тогда решили не предупреждать.
"Все прошло гладко, никто ничего не знал, но кто-то настучал. И директор ДК был уволен, эта история закончилась для него не очень хорошо", — рассказал лидер группы "Чайф" Владимир Шахрин.
"Это был протест, да. Начиная с джаза негритянского, был протест против общественного мнения, уклада, Элвис Пресли, которого запрещали показывать ниже пояса. Это был протест против общественных норм, закостенелых и фальшивых", — рассказал фронтмен "Агаты Кристи" Глеб Самойлов.
Первой договор с советской властью протестная музыка заключила в Ленинграде. В начале 80-х там уже вовсю выступали "Кино" и "Аквариум", а в Свердловске в это время рокеры прятались по подвалам.
"Музыканты ходили весь 83-й, 84-й, 85-й год в различные учреждения. Просили: давайте откроем рок-клуб. Им отвечали , что дело хорошее, но подождите еще чуть-чуть", — рассказал глава свердловского рок-клуба Николай Грахов.
В марте 86-го года свердловский обком КПСС неожиданно распорядился оформить уральский рок-клуб за две недели. И, что характерно, письменно обосновать названия групп. Через дорогу от дома, где жил тогда Борис Ельцин, первый секретарь обкома, на Володарского, 9, выделили здание ДК имени Свердлова. Дмитрий Карасюк в те годы был корреспондентом и много писал о роке.
"Слово "Чайф" в наших газетах было непонятно — лучше не связываться, печатали или "Чай", или "группа Шахрина". Во всем искали тайный смысл", — рассказал он.
Тайный смысл искали и в песнях. Каждая группа, которая состояла в рок-клубе, должна была сдать текст на проверку и получить литовку — специальное разрешение на публикации записей и выступления.
Музыка, застывшая в камне, — так называли рок-студенты архитектурного, единственного в то время вуза, где такой формат поощрялся, а фестивали проводились еще задолго до легализации рок-клуба. Кнопочное пианино Александра Пантыкина — дедушки уральского рока — здесь тоже застыло во времени.
В 89-м "Наутилусу" дали премию Ленинского Комсомола, Илья Кормильцев отказался ее взять — от тех, кто устраивал травлю рок-музыкантов, получать награду считал унизительным. Режиссер Кирилл Котельников, сам того не ожидая, в первом совместном клипе зафиксировал последние дни уральского рок-объединения, после августа 91-го рок-клуб перестал существовать.
На видео известный шансонье Александр Новиков, он тоже когда-то начинал здесь как рок-музыкант. Как, впрочем, и композитор и продюсер Макс Фадеев. Тех, кто остался верен той музыке, — единицы. И они до сих пор собирают полные залы. Для остальных всегда есть историческое объяснение — в их жизни был рок, потому что такое было время.