Играй или умри: чем объясняется успех "Игры в кальмара"
Они оказались на самом дне. Долги, отсутствие работы и перспектив. И тогда богатые предлагают бедным: кошелек или жизнь. Играй или умри.
Остров. Незнакомцы в розовых комбинезонах, в масках и с оружием. Все игры – перетягивание каната или вырезание фигурок из карамели – родом из детства. Но здесь нет права на ошибку.
Сериал "Игра в кальмара" собрал более 100 миллионов просмотров. Персонажи, которые сражаются за свою жизнь, чтобы развлечь сильных мира сего, в одночасье стали героями нашего времени.
Он не мог не взлететь в топы просмотров. Пандемия не только напугала мир. Куда острее, чем прежде, встали вопросы – как сохранить работу, как не заболеть, как выжить в конце концов. Богач – бедняк – это всегда пропасть, но теперь она еще больше. Пока большинство людей затягивали пояса потуже – общее состояние долларовых миллиардеров выросло на 30 процентов.
"Сейчас очень большая конкуренция, и сериал это прекрасно показывает. Это особенность всего капиталистического общества", – считает директор культурного центра посольства Южной Кореи в России Ви Мен Чже.
У главного героя сериала Сон Ки Хуна – больная мама и проблемы с кредиторами. "Игра в кальмара" – единственная возможность решить проблемы. У него, как и у других участников, нет выбора. Безумная и страшная гонка, за которой наблюдают богачи в золотых масках.
"У очень многих людей среднего класса нет образа будущего. Это страшно, потому что всегда он был: я буду работать, я куплю себе дом, я стану богатым, а сейчас нет этого образа, потому что капитализм пришел к своему пределу, ему некуда больше расширяться, он все поел после себя", – отметил режиссер Егор Кончаловский.
Режиссер Хван Дон Хек задумал этот сериал 13 лет назад. Но стриминг сервисы отказывали: не время еще. Хотя сам жанр игры на выживание был вполне успешен. Зрители приняли и "Королевскую битву", и "Голодные игры". Однако взорвала аудиторию именно "Игра в кальмара".
Герой просыпается в неизвестном месте и понимает, что жизнь уже не будет прежней. А зритель думает: какой стандартный киношный прием! Это всего лишь игра. Но в том-то и дело, что это больше, чем сюжетный ход. Это метафора новой реальности.
Пока эксперты анализируют сериал, навешивая ярлыки "антиутопии" и "фантастического триллера", зрители не могут оторваться от "детских забав с летальным исходом".
Игра не на жизнь, а на смерть. Победить любой ценой. Каждый сам за себя. Миниатюрное общество в замкнутом пространстве. А еще игроки, которые пытаются понять, как далеко готовы зайти ради денег и готовы ли отказаться от своих принципов. Все как в обычной жизни. Да и "денежное солнце" под потолком тоже метафора, понятная всему миру.
Известная актриса Джейми Ли Кёртис, звезда кровавой франшизы "Хэллоуин", считает, что даже в жанровых фильмах, созданных ради развлечения, всегда есть общий "социальный код".
"По всему миру происходят восстания, гражданские беспорядки, люди говорят, что система больше не работает и борются за социальную справедливость. Все выступают против системы. И я думаю, что задача искусства как раз отражать время", – заявила она.
Деньги, алчность, жестокость, социальное неравенство. Актуальные темы для дискуссии в постпандемийном пространстве.
"Самый лучший жанр кино – это жизнь. И когда люди делают о том, что происходит вокруг них, да, меняется жизнь, меняется кино", – считает сценарист сериала "Игра на выживание" Максим Есаулов.
Угадать тренд и попасть в яблочко – особое продюсерское умение, говорит Карен Оганесян, режиссер российского сериала "Игра на выживание".
"У них просто – нужны деньги, ты попал в долги, готов ли ты убивать ради этого", – говорит он.
Сможет ли человек ради денег пойти на эти вещи. В человеке сидит несправедливость в том смысле, что у кого-то много денег, у кого-то мало, и когда есть возможность в одну секунду разбогатеть, люди идут на такие риски.
"Недетские забавы" шагают по планете. А это уже якутский дизайнер показывает, как выглядела бы игра в России. И вот уже школьники на Урале копируют "Тише едешь – дальше будешь". Дети и подростки – главные подражатели. Но еще большой вопрос, какой урок они вынесут из этих игр.
Герои сериала гибнут во время детских игр в "игрушечном пространстве". И даже гробы как праздничные коробки. Смерть как подарок, когда жить страшнее, чем умирать. Неприятное, но злободневное авторское высказывание, которое оказалось понятно всем.