Ядерный шантаж Зеленского: что происходит на Запорожской АЭС
Проигрывая в буквальном смысле по всем фронтам, Киев делает ставку на ядерный шантаж. ВСУ с утроенной силой наносят удары по Запорожской АЭС, целясь в первую очередь в хранилища с радиоактивными отходами. При этом президент Украины Владимир Зеленский цинично возлагает ответственность за все происходящее на Россию и требует от мирового сообщества надавить на нашу страну и передать станцию под контроль Украины. Причем тут же Киев делает все, чтобы сорвать приезд инспекторов МАГАТЭ на эту крупнейшую в Европе атомную электростанцию.
Кто стоит за самоубийственной стратегией, особо гадать не приходится, если учесть, что на этой неделе одна из основных кандидатов на пост премьера Британии Лиз Трасс заявила, что в случае своего избрания готова отдать приказ о применении ядерного оружия.
Цель манипуляций, в общем, тоже понятна. Если Киев не вернет под свой контроль АЭС, у него есть риски остаться зимой без энергоснабжения трети страны. Так что Зеленский, очевидно, готов сыграть роль Карандышева из пьесы Островского и с криком "так не доставайся же ты никому" уничтожить половину Европы. За ходом событий вокруг Запорожской АЭС всю неделю следил военный корреспондент "Известий" Роман Польшаков.
Каждый день на Запорожской АЭС приближает катастрофу. Повреждена магистраль водная, которая непосредственно подает воду в систему охлаждения самого реактора. Каждый день появляются новые воронки от снарядов и новые разрушения. Был прилет и непосредственно в станцию подачи воды, в объект, считающийся частью жизнеобеспечения атомной станции.
Интенсивность обстрелов ВСУ с другой стороны Днепра только увеличивается. Огонь на подступах к АЭС: горят поля и лес. Повреждена ЛЭП.
"Возгорание здесь по курсу ЛЭП, непосредственно по отводу от самой АЭС очагов пожара", – объяснил глава военно-гражданской администрации Энергодара Александр Волга.
Удары точечные. Украинские националисты пытаются вывести из строя объекты жизнеобеспечения станции. Рядом с четвертым энергоблоком Запорожской АЭС и ее административным зданием видна воронка от снаряда. Сама по себе она небольшая, но принесла много хлопот, перебив трубопровод.
На минувшей неделе под ударами оказался сектор, в котором расположены шестой и четвертый энергоблоки. В ту сторону прилетел 155-миллиметровый снаряд из ствольной артиллерии. Прилет был примерно в 120 метрах от четвертого реактора. Боевики ведут огонь и по хранилищу радиоактивных изотопов. Если оно будет разрушено, радиус поражения составит больше 100 километров, а радиоактивное облако накроет и Европу.
Несущая часть "Урагана" разбросала над территорией Запорожской атомной электростанции кассеты с поражающими элементами. Оттуда рукой подать до энергоблоков с одной стороны, а с другой – всего 30 метров до хранилища с ядерными отходами. Наводчиков, двух сотрудников ЗАЭС, уже задержали.
Инженер Алексей Данилов – один из двух задержанных. На станции работает вот уже 15 лет, но недавно отправил семью в Эстонию, а сам остался, чтобы передавать информацию ВСУ.
"Я передавал данные на Telegram-канал неизвестному контакту, который вышел на меня в Telegram под ником Эндрю", – рассказал Данилов.
Снаряды летят из Марганца и Никополя, с противоположного берега Днепра. До станции – около 20 километров. Ежедневно по территории АЭС, ее окрестностям и Энергодару боевики наносят около 20 ударов. Бьют в основном из американских гаубиц.
"Если повредят критически важное оборудование, то придется расхолаживать реактор, а это не очень хорошо, сами понимаете", – сказал специалист войск радиационной, химической и биологической защиты РФ Сергей.
Сейчас все в Энергодаре и на самой Запорожской атомной электростанции ждут, когда сюда прибудет миссия МАГАТЭ. Ожидают ее в начале сентября. Пока это единственная надежда на то, что обстрелы прекратятся. Ну а сейчас здесь медики всегда в боевой готовности.
В целях безопасности работу энергоблоков продолжают поддерживать минимальное количество специалистов. Сейчас ситуацию контролируют, радиационный фон в норме, но обстрелы продолжаются, а значит риск по-прежнему велик. А пока все сотрудники станции, уходящие со смены домой, с надеждой смотрят на фондозиметры.