Саммит G20 показал, как мельчает современная политика
Одно из заметных событий уходящей недели – саммит G20 в Индонезии. Лидеры так называемого свободного мира пытались превратить влиятельную площадку в место публичной порки России, но в итоге оказались той самой унтер-офицерской вдовой, которая высекла сама себя. Корреспондент "Известий" Виктор Синеок следил за тем, как мельчает современная политика.
Важность этого саммита зашифрована даже в самом названии. Двадцатка именно большая. Большие самолеты, большие приемы, большие залы и гостиницы. Результата тоже ждали соответствующего. Но, видимо, не в этот раз.
Этот саммит уже называют саммитом раздора или саммитом недопонимания. Лидеры даже отказались от совместного фото. Такой обычной для мероприятий подобного рода процедуры, когда лидеры собираются вместе и позируют на фоне флагов.
Первые лица из Европы и США заранее решили избегать российскую делегацию. И перестарались. Британский премьер не заметил на приеме президента Индонезии. Байден так торопился, что чуть не упал. В итоге ему выделили провожатого.
У американцев тут сразу не задалось. В первый же день столкнулись с российскими журналистами. Джейк Салливан пришел в такое смятение, что перепутал правую и левую двери автомобиля. Пришлось ходить вокруг. Пока рядом Байден занимался своим носом. Президент был хоть и увлечен, но не слишком занят, поэтому мы решили задать вопрос.
— Господин президент!
Впрочем, договорить не удалось.
— Вот нас оттесняют от президента Байдена.
Кроме участия в двадцатке, у каждой страны значилась серия переговоров. Работу нашей делегации, похоже, пытались сорвать. Иностранные агентства распространили сообщения, что Лавров попал в больницу. Но он сам это опроверг.
— Тут все пишут, что вы госпитализированы…
— Ну и про нашего президента уже лет десять пишут, что он заболел. Это, в общем-то такая игра, которая не новая в политике.
Для тех, кто затеял эту игру, результат вышел удручающим. Выяснилось, что здоровья Лаврову желают многие. Его китайский коллега Ван И вовсе посмеялся над неуклюжей попыткой помешать России.
"Дорогой друг! Я сразу понял, что это фейк! К сожалению, их слишком много!" — сказал китайский министр.
Слишком много фейков. И слишком много имитации большой политики. Многие использовали саммит как площадку для личного пиара. Трюдо и Сунак позировали в скромном индонезийском кафе. Потом британец сделал фото и с индийским коллегой. Последовал шквал едких комментариев: от "отец наставляет сына" до "премьер-министр поздравляет Сунака с захватом власти в Британии".
Селфи-марафон нового поколения лидеров, казалось, превратил саммит в политический TikTok. Тяжеловесам пришлось напомнить основные правила и принципы.
"Все, что мы обсуждали, просочилось в газеты, это недопустимо!" — заявил в лицо Джастину Трюдо глава КНР Си Цзиньпин.
В присутствии камер Си Цзиньпин отчитал канадского премьера за слив деталей закрытых переговоров. Трюдо ответил, что верит в "открытый диалог". Видимо, в такой, как этот.
В Киев по громкой связи звонили явно на публику. Позже Украина опять ворвалась в повестку. Ракетный удар по Польше заставил Байдена ни свет ни заря встать с постели. И вызвать в отель подкрепление.
Собрались лидеры США, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Канады, Японии, а также представители Евросоюза. Разговаривали в закрытом режиме. То есть, без присутствия прессы.
Политики уж очень напоминали фигурки Ганеши. Позируя перед заседанием, каждый отработал свой номер. Сунак все время улыбался, Макрон подавал кому-то знаки. Пока заседали, на парковке уснули водители. А потом их пассажиры вышли и не смогли ответить на простой вопрос.
— Мистер Макрон, что известно об инциденте в Польше?
Сделал вид, что не слышит нас, и канцлер ФРГ.
— Что вы знаете о случившимся в Польше?
Шольц сел в машину и изменился в лице. К этому моменту уже все знали, что ракеты украинские, но говорить об этом явно не хотели.
— Может ли это быть украинской провокацией?
Урсула фон Дер Ляйен промолчала. А Джастин Трюдо почти сбежал.
— Можете что-нибудь сказать о произошедшем?
— Нет!
В итоге Россию обвинили во всем. По совокупности. Сергей Лавров увидел в этом что-то очень знакомое.
"Мне знаете, какая пришла в голову параллель? Когда собирались в Советском Союзе на партийное собрание, перед началом дискуссии обязательно заклеймить американский империализм. Вот наши западные коллеги примерно так сейчас подходят к повестке дня двадцатки", — подчеркнул глава МИД РФ.
Именно на саммите в Индонезии стало понятно, в каких ненадежных руках наш мир. А ведь встречи на высшем уровне должны были запомниться совсем не этим. Но из позитивной повестки только красивые пляжи и прекрасные виды на Индийский океан. Двадцатка проходит в обычной туристической зоне на острове. Рядом с гостиницей, где разговаривают лидеры, кипит обычная индонезийская жизнь. Тут же стоит парковка для скутеров, а дальше расположено кафе.
Здесь своя атмосфера, те, кто работает на саммите, приходят сюда, чтобы перекусить или попить воды. Вот сейчас тут службы безопасности. Видно, что у них на поясе пистолеты.
Недорогая еда, простая обстановка. Индонезийцам повезло с климатом. Почти половина населения занимается сельским хозяйством. Сами себя прокормят. Но есть страны, что без поставок продовольствия не проживут. А они сейчас нарушены из-за ограничений Запада. И дальше станет только хуже.
"Россия не будет поставлять по ценам, которые кто-то установил, соответственно, меньше предложение на рынке, выше будут мировые цены. И о каких принципах свободной торговли, рыночных отношений может идти речь?" — заявил глава Минфина Антон Силуанов.
В эксклюзивном интервью "Известиям" министр рассказал, что на Западе уже понимают, что санкции ведут мир к катастрофе. Но понимает ли это тот же Байден? Левый манжет сорочки покидающего саммит президента намекал, что вряд ли. Он торчал из-под пиджака, пока лидер поднимался по трапу. Видимо, потерял запонку, а вовремя исправить это никто из окружения не успел.