Конец эпохи изобилия: Европе грозит голод из-за санкций против России
Последний номер влиятельного британского журнала "Экономист" выходит с пугающим заголовком "Отмороженные" на фоне европейского континента во льдах. Ключевые выводы статьи: Европу убьют не только высокие цены на энергоносители, но и американский протекционизм. Бизнес покидает старый свет, про дешевую энергию из России можно забыть, как и про китайский рынок сбыта, который отворачивается от ЕС. Издание публикует страшный график: из-за холодов зимой и нехватки энергии Евросоюз ждет резкий рост смертности. Но пугает перспектива не только холода, но и голода.
Рост цен обновляет исторические максимумы во всех европейских государствах. В числе лидеров по темпам инфляции внутри ЕС находятся Голландия, Бельгия, Австрия и Германия. Собственный корреспондент РЕН ТВ в Евросоюзе Виталий Чащухин расскажет подробнее о призраке голода, который начинает бродить по ЕС.
Европейские фермеры и предприниматели на взводе. У немцев тракторные бунты, в Испании восстали дальнобойщики. Очередной социальный взрыв, из-за которого Европе вскоре есть будет нечего.
"Все еще хуже, чем в марте. Растут цены на топливо, на запчасти, на масло – на все. Нам невыгодно работать", – заметил испанец Хосе Отеро.
Тем, кто производит и продает продукты в условиях санкций, себя и свои хозяйства для начала бы прокормить. Французская сыроварня. Ее владелице ради экономии приходится быть мастером "на все руки".
"Всю тяжелую работу на ферме приходится делать самой, даже водить трактор. Иначе не выжить. Но все равно животные не получают необходимый рацион", – сказала владелица французской фермы Матильда Эберлэ.
И это там, где самостоятельно заготавливают корма. А у кого такой возможности нет, у тех настроения еще более панические.
"Такого кризиса Европа не видела давно. Спад покупательского спроса, закрываются даже супермаркеты, заниматься продуктами себе дороже. Цена на электричество и топливо заложена во всю цепочку", – сказал Фернандо Морагон, президент испано-русской ассоциации Евразии.
Одни хозяйства балансируют на грани разорения, другие сразу закрываются. Штефен Тюрк, фермер из Германии, показывает последний выводок своей фермы. В прошлом он ежегодно производил по 3 тысячи 500 поросят. Это дело всей его жизни, которому пришел конец.
"Я месяцами боролся, надеялся, что ферма выживет, но в нынешней ситуации у нас никаких перспектив", - заметил фермер Штеффен Тюрк.
В таком же плачевном состоянии еще 8 тысяч хозяйств, Германии грозит ко всему прочему свиноводческий кризис. Если так пойдет и дальше, немцам будет в самом деле не до жира. Цены взлетят минимум на 40 процентов, такого изобилия им уже не видать.
Полки опустеют. Годами предпринимательское благополучие в ФРГ, да и в других странах Европы, строилось на дешевых энергоносителях из России, которых больше нет.
"Да, сейчас наши хранилища заполнены, но только на эту зиму, а к следующей запасы будут использованы и заполнить хранилища окажется уже не так просто", – сказала британский журналист Мэри Дежевски.
К неподъемным счетам за свет и отопление так некстати добавляются еще новые "госстандарты", в том числе экологические. Грязное это для страны дело – свиней разводить, лишком много пускают СO2.
"Из соображений защиты климата, мы должны значительно сократить потребление мяса, чтобы мы смогли сохранить наши леса. Животным нужно все больше места для пастбищ", – сказал министр сельского хозяйства ФРГ Джем Оздемир.
Перспектива печальная: или становись вегетарианцем, или поумерь аппетит.
"Скоро мясо станет предметом роскоши в Германии. Потребители будут вынуждены есть меньше не потому, что они так хотят, а потому что цены слишком высоки", – заметил бывший депутат Бундестага Штефан Котрэ.
А карманы потребителей и без того пустеют все стремительнее.
"У нас же вообще на продукты все деньги уходят. Неудивительно, что люди начинают воровать", – сказал мужчина.
Хватают все, что плохо лежит. В британских супермаркетах продукты уже приходится привязывать.
"Бекон, сосиски, все виды сыра – эти товары в группе риска. Воруют именно их каждый день. Мы поймали одних таких воришек, они вообще пришли с огромным чемоданом", – сказал владелец магазина.
В магазинах Швеции и Норвегии – аналогичная ситуация, растут цены, увеличиваются кражи. Во Франции пустые прилавки из-за дефицита. Не хватает бакалейных товаров – соусов и горчицы. Дают о себе знать проблемы в яичной промышленности, все те же затраты, регламенты для курятников и снова гуляющий по Европе птичий грипп. А в Барселоне под лозунгом "еда не должна быть роскошью" проводят сбор помощи для продовольственных банков, к которым выстраиваются все более длинные очереди из малоимущих.
"Ситуация ужасная, потому что цены растут все больше и больше. Масло и все продукты очень, очень дорогие", – сказала волонтер Глэдис Магалланес.
Конец эпохи изобилия самым наглядным образом можно лицезреть на литовской ферме. Чтобы хоть как-то обогреть свой дом, владелец вынужден сжигать кормовой овес и пшеницу.
"У меня, как у фермера, сердце кровью обливается, когда я это делаю. Это горит хлеб", – говорит фермер Пятрас Вайтелис.
Опять же благодаря антироссийским санкциям. Все идет в топку, а не на стол.
Напомним, что Международное энергетическое агентство предупредило о наступлении в Европе беспрецедентного энергетического кризиса. Европейцы выходят на акции протеста против неконтролируемого роста цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги ЖКХ.
В Германии начали готовиться к регулярным перебоям с электричеством. В Берлине из-за дефицита топлива жители вырубили почти все деревья в центральном парке "Тиргартен". Во Франции начал заканчиваться бензин на АЗС из-за энергокризиса, а британцам приходится отказываться от отопления, чтобы не залезать в долги.
3 октября агентство Reuters сообщило, что убытки немецкой энергетической компании Uniper составили 5 миллиардов евро с начала года, поскольку ей пришлось покупать газ по более высокой цене после ограничения поставок топлива из России.
Отказ Евросоюза от российских энергоносителей – часть масштабных антироссийских санкций, принятых странами Запада после начала спецоперации РФ по защите Донбасса. Однако санкции нанесли больше экономического вреда самой Европе, чем России.