Version: 1.0.2

Палатки и сухпаек: как живут в разрушенном Кахраманмараше в Турции

Наша съемочная группа приехала в Кахраманмараш, где был эпицентр землетрясения.

В Турции постепенно сворачивают поиск людей под завалами. Кого можно было спасти, уже спасли. Теперь власти думают, как обеспечить новыми квартирами тех, чей дом разрушен в результате землетрясения. Не везде можно начать возводить новые жилые кварталы,  ведь некоторые города продолжает трясти. В провинции Кахраманмараш,  где все еще не утихают подземные толчки, побывал корреспондент "Известий" Станислав Григорьев.

Вместо школьного двора – разделительная полоса на дороге, вместо маминого супа – гуманитарный сухпаек. Но Зекиназ Гельген выглядит счастливой, ведь ее мама жива, она рядом, а в руках любимая игрушка.

Наша съемочная группа приехала в Кахраманмараш, где был эпицентр землетрясения.

По большому счету, поиск и спасение выживших в этом городе уже прекращены, повсюду работает тяжелая техника, экскаваторы сгребают обломки в сторону от дорог, при этом не исключена возможность нового сильного землетрясения. Согласно мобильному приложению, Кахраманмараш только за последний час трясло пять раз.

Именно по этой причине маленькая Зекиназ живет возле дороги в палатке, а не в своем доме. Ее мама опасается, что в любой момент он может рухнуть.

"Мы будем здесь жить до тех пор, пока власти не разрешат нам вернуться в наши дома. Сначала они должны проверить, безопасно ли там находиться, а когда они это сделают, мы сможем вернуться", – говорит Улья Гельген, пострадавшая от землетрясения.

Когда это произойдет, сказать сложно. Властям сейчас явно не до экспертиз уцелевших домов. В Кахраманмараше сейчас идет тотальная уборка улиц и вывоз строительного мусора. Контролировать это дело даже прилетел министр из Стамбула.

"Сейчас в Кахраманмараш направили более 500 грузовых машин. Если понадобится еще, то отправим еще. Президент пообещал, что всем пострадавшим от землетрясения будет выдано новое жилье за счет государства. В течение этого месяца мы начнем строительство домов там, где это возможно", сказал Мехмет Озхасеки, министр окружающей среды и городского планирования Турции.

А пока чиновники обещают новое жилье, люди, чудом выжившие в старом, пытаются искать справедливости. Омер Месе представляет интересы покупателей квартир в элитном доме, который рекламировался как сейсмоустойчивый, но рассыпался в пыль.

"Было много официальных документов о безопасности зданий с оригинальными подписями. Важно, чтобы эти документы были сохранены, а виновные в этой катастрофе могли быть привлечены к ответственности", сказал адвокат Омер Месе.

Многие покупатели недвижимости уже никогда не расскажут о своих приобретениях в суде. Они лежат под завалами, шансы найти их живыми ничтожны. Умирают и те, кого удалось вытащить наружу. Турецкие телеканалы облетела печальная новость: четырехлетняя Азра, которую спасли в Хатае, скончалась в больнице.

Катастрофические землетрясения магнитудой 7,7 и 7,6 произошли на юго-востоке Турции 6 февраля. Подземные толчки были настолько мощные, что сотни афтершоков распространились на десять провинций и даже несколько соседних стран, включая Сирию.

Ранее западные СМИ опубликовали расчеты, согласно которым из-за катаклизма экономика страны потеряла 84 миллиарда долларов.

Корреспондент «Известий» попал в разрушенный Кахраманмараш в Турции